Сибирские огни, 1982, № 10

приблизилась к инструменту.— Возьми эту ноту, а эту, эту,— ударял он по клавишам, прислушиваясь к высокому, чистому звуку голоса юной певицы,— верха у Зиночки ока­ зались практически беспредельными. — Тебе нужно учиться. Тебе обязательно нужно учиться.— Захар Леонидович был категоричен.— Давай будем думать. Есть училище в Харькове, есть в Ростове-на-До- ну. ...Харьков ближе, но там нужно сдавать, помимо русского языка, еще и украинский. С ним Зина не очень ладила. Ну, не дава­ лась грамматика и все. Ростов-на-Дону в двенадцати час-ах езды. Зиночка никогда и никуда не выезжала из Славянска. Год перед выпуском прошел в напряже­ нии. Готовилась к экзаменам в школе. Го­ товилась в училище. Почти ежедневно ез­ дила на занятия к Захару Леонидовичу на другой конец города. Выучили русскую народную песню «Над полями да над чистыми», «Не о том скор­ блю, подруженьки» — Глинки и «Если б я солнышком на небе сияла» Ф. Шопена... С тем и отправилась в Ростов. Когда Зиночка уходила из дому, впервые ступив от родительского порога в большую жизнь, никто ее на вокзал не провожал. Не очень-то приняты были в семье «сантимен­ ты» — чего ж провожать, когда станция в двух кварталах? Только мама вышла за во- ротц. и долго смотрела вслед. ...Представьте себе ощущения жительни­ цы маленького провинциального городка, впервые попавшей в роскошный и шумный Ростов-на-Дону. Зиночка поняла, что найти училище в этом большом незнакомом горо­ де будет непросто. Ведь она не знает даже адреса. — Скажите, пожалуйста, где училище? Музыкальное... — Это... туда. Нет, туда. > — Вот по этой улице, девочка. ■—- Спасибо. Наконец она остановилась перед четырех­ этажным зданием. Над одним из подъездов вывеска «Ростовское-на-Дону музыкальное училище». Уютный квадратный дворик. У подъездов неизменные старушки с инте­ ресом разглядывают высокую девушку — явно нездешняя. Вошла в подъезд, остановилась в нере­ шительности. Вдруг сердце захолонуло страхом. Зачем она здесь? Почему? Чужие незнакомые коридоры. Чужие люди. Вдруг спросят насмешливо: «Что это ты? В арти­ стки собралась?» Ведь она, конечно же, не споет на экзамене, заробеет, голос начнет срываться, дрожать. И что тогда? Обратно в Славянск?» — Что ты ищешь, девочка? — красивая темноволосая женщина остановилась перед Зиной. — Я... мне..: Где тут сдают документы в училище? — Это в приемной комиссии. Прямо по коридору... Постой. А ты откуда? Сейчас, оглядываясь в прошлое, Зинаида Захаровна уверенно говорит: — Мне всегда везло на людей. Не знаю уж, чем я привлекала их внимание, но они не проходили мимо, принимали участие в моей судьбе. Женщина, которая остановила меня в коридоре училища, оказалась препо­ давателем вокала, моим будущим педаго­ гом. Ольга Семеновна Горбанецкая — так ее звали — жила в этом же доме на четвертом этаже. Она помогла мне снять угод у оди­ нокой старушки, рассказала об училище, о порядке подготовки к экзаменам. Мы с ней подружились. И потом, уже студенткой, я часто у нее бывала. Мы подолгу разговари­ вали обо всем. Да и подкармливала она ме­ ня крепко, что было немаловажно в то вре­ мя: из дому мне особенно помогать не мог­ ли. Отец сильно болел, а на руках у матери еще двое детей. Да, Диденко явно везло на людей. Не от­ того ли, что она всегда сама шла к ним с чистым сердцем и открытой душой? ...На прослушивании Зиночка ужасно вол­ новалась. Пела хуже, чем всегда. Но во время подготовки к экзаменам ее уже слы­ шали многие педагоги. Вывод был одно­ значный: «Материал очень незаурядный. С этим голосом можно и нужно работать». И потянулись напряженные, насыщенные событиями годы учебы. Ежедневная работа над собой. Рост. Мастерство. Каждый день Зина приходила в балетный класс. Станок — он стай нормой, повседнев­ ностью. Тренировки, тренировки. Занятия до боли в суставах. У актрисы должна, быть красивая, грациозная походка, гибкая фи­ гура. Актриса должна быть «в форме». И еще вокал, и книги, и музеи, и театр —. почти ежедневно. — Если меня спросить, кто больше мне дал — мой педагог по вокалу или мой пре­ подаватель сценического мастерства Виль­ ям Зиновьевич Шатуновский,— я затруд­ нюсь с ответом,— говорит Зинаида Заха­ ровна.—Шатуновский буквально сотворил меня. Помог расков'аться, сделал из меня актрису. Вильям Зиновьевич Шатуновский был ак­ тером Ростовского-на-Дону драматического театра и преподавал в музыкальном учили­ ще. Он первый увидел в тоненькой робкой «провинциалке» будущую актрису, разгля­ дел и гордую поступь, и уверенный, властный поворот головы, и королевский жест — то, чем восхищает зрителей нынешняя Зинаида Диденко — актриса и певица. — Не сутулься! Распрями плечи — у те­ бя прекрасный рост и великолепная фигура. Следи за собой. Учись держаться. Ходи в музеи, читай, запоминай, как носили ко­ стюмы в той или иной эпохе. У тебя будут художники, гримеры, но ты должна все уметь и знать сама. Шатуновский был талантливым педаго­ гом. Он умел вовремя похвалить, всегда за­ мечал, если его студентка, обогащаясь но­ выми знаниями, «выдавала» их своему пе­ дагогу. Восхищался ее стремительным пре­ ображением. Она все впитывала как губка. После спектакля она поджидала на ули­ це Шатуновского. Они долго бродили по ро­ стовским улицам и говорили, говорили. Пиг­ малион творил свою Галатею. Галатея тво­ рила сама себя. Когда Зинаида приезжала домой на кани­ кулы, мама удивлялась: «Тебя не узнать, дочка. Ты очень изменилась». А тетя Оля только удовлетворенно улы­ балась и кивала головой: она всегда гово­ рила, что у Идочки большое будущее. На уроках сценического мастерства ста­ вили отрывки из «Разбойников» Шиллера. И тут Зина удивила всех, даже много ожи­ 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2