Сибирские огни, 1982, № 10
приблизилась к инструменту.— Возьми эту ноту, а эту, эту,— ударял он по клавишам, прислушиваясь к высокому, чистому звуку голоса юной певицы,— верха у Зиночки ока зались практически беспредельными. — Тебе нужно учиться. Тебе обязательно нужно учиться.— Захар Леонидович был категоричен.— Давай будем думать. Есть училище в Харькове, есть в Ростове-на-До- ну. ...Харьков ближе, но там нужно сдавать, помимо русского языка, еще и украинский. С ним Зина не очень ладила. Ну, не дава лась грамматика и все. Ростов-на-Дону в двенадцати час-ах езды. Зиночка никогда и никуда не выезжала из Славянска. Год перед выпуском прошел в напряже нии. Готовилась к экзаменам в школе. Го товилась в училище. Почти ежедневно ез дила на занятия к Захару Леонидовичу на другой конец города. Выучили русскую народную песню «Над полями да над чистыми», «Не о том скор блю, подруженьки» — Глинки и «Если б я солнышком на небе сияла» Ф. Шопена... С тем и отправилась в Ростов. Когда Зиночка уходила из дому, впервые ступив от родительского порога в большую жизнь, никто ее на вокзал не провожал. Не очень-то приняты были в семье «сантимен ты» — чего ж провожать, когда станция в двух кварталах? Только мама вышла за во- ротц. и долго смотрела вслед. ...Представьте себе ощущения жительни цы маленького провинциального городка, впервые попавшей в роскошный и шумный Ростов-на-Дону. Зиночка поняла, что найти училище в этом большом незнакомом горо де будет непросто. Ведь она не знает даже адреса. — Скажите, пожалуйста, где училище? Музыкальное... — Это... туда. Нет, туда. > — Вот по этой улице, девочка. ■—- Спасибо. Наконец она остановилась перед четырех этажным зданием. Над одним из подъездов вывеска «Ростовское-на-Дону музыкальное училище». Уютный квадратный дворик. У подъездов неизменные старушки с инте ресом разглядывают высокую девушку — явно нездешняя. Вошла в подъезд, остановилась в нере шительности. Вдруг сердце захолонуло страхом. Зачем она здесь? Почему? Чужие незнакомые коридоры. Чужие люди. Вдруг спросят насмешливо: «Что это ты? В арти стки собралась?» Ведь она, конечно же, не споет на экзамене, заробеет, голос начнет срываться, дрожать. И что тогда? Обратно в Славянск?» — Что ты ищешь, девочка? — красивая темноволосая женщина остановилась перед Зиной. — Я... мне..: Где тут сдают документы в училище? — Это в приемной комиссии. Прямо по коридору... Постой. А ты откуда? Сейчас, оглядываясь в прошлое, Зинаида Захаровна уверенно говорит: — Мне всегда везло на людей. Не знаю уж, чем я привлекала их внимание, но они не проходили мимо, принимали участие в моей судьбе. Женщина, которая остановила меня в коридоре училища, оказалась препо давателем вокала, моим будущим педаго гом. Ольга Семеновна Горбанецкая — так ее звали — жила в этом же доме на четвертом этаже. Она помогла мне снять угод у оди нокой старушки, рассказала об училище, о порядке подготовки к экзаменам. Мы с ней подружились. И потом, уже студенткой, я часто у нее бывала. Мы подолгу разговари вали обо всем. Да и подкармливала она ме ня крепко, что было немаловажно в то вре мя: из дому мне особенно помогать не мог ли. Отец сильно болел, а на руках у матери еще двое детей. Да, Диденко явно везло на людей. Не от того ли, что она всегда сама шла к ним с чистым сердцем и открытой душой? ...На прослушивании Зиночка ужасно вол новалась. Пела хуже, чем всегда. Но во время подготовки к экзаменам ее уже слы шали многие педагоги. Вывод был одно значный: «Материал очень незаурядный. С этим голосом можно и нужно работать». И потянулись напряженные, насыщенные событиями годы учебы. Ежедневная работа над собой. Рост. Мастерство. Каждый день Зина приходила в балетный класс. Станок — он стай нормой, повседнев ностью. Тренировки, тренировки. Занятия до боли в суставах. У актрисы должна, быть красивая, грациозная походка, гибкая фи гура. Актриса должна быть «в форме». И еще вокал, и книги, и музеи, и театр —. почти ежедневно. — Если меня спросить, кто больше мне дал — мой педагог по вокалу или мой пре подаватель сценического мастерства Виль ям Зиновьевич Шатуновский,— я затруд нюсь с ответом,— говорит Зинаида Заха ровна.—Шатуновский буквально сотворил меня. Помог расков'аться, сделал из меня актрису. Вильям Зиновьевич Шатуновский был ак тером Ростовского-на-Дону драматического театра и преподавал в музыкальном учили ще. Он первый увидел в тоненькой робкой «провинциалке» будущую актрису, разгля дел и гордую поступь, и уверенный, властный поворот головы, и королевский жест — то, чем восхищает зрителей нынешняя Зинаида Диденко — актриса и певица. — Не сутулься! Распрями плечи — у те бя прекрасный рост и великолепная фигура. Следи за собой. Учись держаться. Ходи в музеи, читай, запоминай, как носили ко стюмы в той или иной эпохе. У тебя будут художники, гримеры, но ты должна все уметь и знать сама. Шатуновский был талантливым педаго гом. Он умел вовремя похвалить, всегда за мечал, если его студентка, обогащаясь но выми знаниями, «выдавала» их своему пе дагогу. Восхищался ее стремительным пре ображением. Она все впитывала как губка. После спектакля она поджидала на ули це Шатуновского. Они долго бродили по ро стовским улицам и говорили, говорили. Пиг малион творил свою Галатею. Галатея тво рила сама себя. Когда Зинаида приезжала домой на кани кулы, мама удивлялась: «Тебя не узнать, дочка. Ты очень изменилась». А тетя Оля только удовлетворенно улы балась и кивала головой: она всегда гово рила, что у Идочки большое будущее. На уроках сценического мастерства ста вили отрывки из «Разбойников» Шиллера. И тут Зина удивила всех, даже много ожи 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2