Сибирские огни, 1982, № 10
Появление Аиды — Диденко — на сцене неярко, почти неприметно, но еще не успе ла отзвучать первая реплика, а внимание мое уже сосредоточилось только на ней, н а , ее плавной, крадущейся походке царицы-ра быни, на всем ее мягком и все же гордом облике. А когда возникает, как бы вдруг, этот удивительный, иногда резковатый, но необычайно чуткий голос, я забываю обо всем. — Боги мои, я вас молю,— взлетает к небу жалоба Аиды, и я молюсь вместе с нею, покоренная, завороженная образом бо гини. Впервые ли я услышала Диденко в «Аиде»? Не помню. Но потрясена была именно этим образом, именно здесь разгля дела всю неповторимость таланта. И после этого уже не пропускала ни одного спек такля с участием полюбившейся певицы. И радовалась, что при колоссальной загруз ке певица никогда не позволяет себе петь плохо или даже просто «рядово». Сценическая судьба Зинаиды Захаровны Диденко началась необычно. Уже в самом начале пути у нее не было маленьких пар тий. За первый сезон своей работы она спе ла на сцене Новосибирского театра Купаву из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегу рочка», Ярославну в «Князе Игоре» А. Бо родина, Наташу в «Русалке» А. Даргомыж ского, Лизу в «Пиковой даме» П. И. Чай ковского, Дездемону в «Отелло», Елизавету в «Доне Карлосе», Аиду в опере Дж. Вер ди, Эльвиру в «Дон Жуане» В. А. Моцарта. «Отелло» был первым для Диденко спек таклем западной оперной классики, в поста новочной работе над которым она участво вала от начала до конца. В большинстве других партий первого сезона она вводилась с одной-двух репетиций. «Не слишком ли много ответственных ра бот в одном сезоне, притом первом?..— вос клицал журнал «Советская музыка» (1967, № 7).— Все-таки никакими нуждами репер туара нельзя оправдать такую практику, когда, воспользовавшись способностью пе вицы запоминать музыкальный текст, ее вы пускают на сцену, не дав возможности ос мыслить, почувствовать образ». Напряженное начало могло обернуться трагедией. Нужно было бережно следить за голосом, ни в коем случае не допускать «перекрикивания», избегать форсирования, а это тем труднее, что огромная новосибир ская сцена и зрительный зал провоцировали на утрированно громкое пение. Редко кому, даже из знаменитых гастролеров, удавалось «наполнить звуком» новосибирский зал. А у молодой певицы сложные премьеры следо вали с интервалом меньше месяца, а между премьерами — разучивание новых партитур. Сценические мизансценные репетиции чере довались с выступлениями в партиях осво енного репертуара. Пессимистических прогнозов по поводу судьбы молодой солистки хватало. К сожа лению, в вокале такие прогнозы сбываются чаще, чем хотелось бы. История полна драм — вокальных, а зна чит, и человеческих. Из литературы мы зна ем, что уникальное сопрано — Марион Тал- лей, или, как ее называли, «канзасский со ловей»,— метеором пронеслось над Амери кой, всего за два года надорвала гортань и замолчала... Флорентийка Онелия Финескя великолеп но выступала в партии Лакме (опера Дели ба «Лакме»), Некий то ли неосторожный то ли малоопытный дирижер пригласил ее в «Ла Скала» на партию Леоноры в «Труба дуре» Дж. Верди. Ни голос Онелии, ни темперамент не соответствовали бурным страстям вердиевской оперы. Наступила ка тастрофа, и прошло несколько дет, прежде чем голос стал возвращаться. Особенно часто катастрофы настигали пе виц, исполнявших репертуар драматическо го сопрано — партий, требующих огромных голосовых данных и предельной самоотдачи. Француженка Джина Чинья за несколько лет потеряла вокальную форму и оставила. сцену. Аргентинка Хуанита Капелла, обла давшая голосом огромной звучности, в 1912 году спела Аиду на открытом возду хе римского стадиона, а в 1913 году уже сошла со сцены, спев еще лишь Норму в римском театре «Констанци». Роза Раиза, Чечилия Гальярди, Роза Понсель и многие другие покинули сцену задолго до положен ного времени. Зинаида Диденко оказалась счастливым исключением. Пессимистические прогнозы не сбылись. ...Существует ли судьба? На этот вопрос здравомыслящий современный человек уве ренно отвечает — нет. Наверное, так, но только не в вокале. Здесь голос выбирает судьбу, определяет предназначение... Хотя, с другой стороны, сколько было случаев, что, имея прекрасные природные данные, певцы не состоялись... Для Диденко художественная самодея тельность обернулась профессией. Уличные концерты — это была затея те ти Оли. Выдумщица, певунья, неутомимый рассказчик-импровизатор, она всегда вози лась с детворой, помогала мастерить костю мы к праздникам, разучивала песни, ставила танцы. По вечерам перегораживали просты- гіей улицу, устраивали сцену. Зиночка танцевала и пела самозабвенно. Тут она не робела. Не то что в школе. Тут были все свои, соседи, и она не боялась оступиться, сделать что-то не так. Тетя Оля, умиляясь, всплескивала рука ми: «Идочка должна стать артисткой. Это ее призвание». Мама не возражала. В эти минуты Зина и сама верила: она обязательно будет ак трисой. Но приходили будни. Школа. Уро ки. Преподавательница литературы. — В тебе есть мягкость, женственность и, вместе с тем, твердость характера. Из тебя выйдет хороший педагог. В Славянске есть пединститут. Педагог Преподаватель русского языка и литературы. Это надежно, прочно и поч ти наверняка— она прекрасно знает лите ратуру. Актриса?.. Туманно. Неизвестно. Но она так любит петь. И танцевать. Вот толь ко зеркало... Оно беспристрастно. Рыжие вихры, веснушки... Нет. Все-таки, наверное, пединститут. Конец сомнениям положил школьный преподаватель музыки Захар Леонидович, который пришел в школу, когда Зина учи лась в девятом. В разноголосом школьном хоре он сразу же услышал красивый, высокий голос Ди денко. — Поди сюда, девочка,— Робея, Зина 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2