Сибирские огни, 1982, № 10
Наталья Еремина СОТВОРЕНИЕ ТАЛАНТА ...Годы учебы в Ростовском музыкальном училище. Горьковская консерватория, класс преподавателя Крестинского... Новосибир ский театр. Звание заслуженной, а потом и народной артистки РСФСР — все это было после, потом. А сначала было детство. И была война. Что вырывает память из тех дней, отгоро женных от «сегодня» грохотом боев и же стоким послевоенным лихолетьем? Пыльные улицы родного Славянска, пустые, неуют ные. Снесены привычные заборы, вырублены деревья — фашисты боятся партизан. За ближайшими домами вырастает чудовищ ное облако разрыва. В оглушающем грохо те медленнее, беззвучно падает стена дома. Сырой, холодный погреб, в котором часто приходилось пережидать бомбежку... Войну и оккупацию Зинаида Захаровна помнит плохо,— слишком мала была. Но осталась на память отметина. Шрам на пра вой кисти (в консерватории общим форте пиано заниматься не могла) — след случай ного ранения осколком снаряда. Военного ранения. — Всегда ли хотела стать певицей? Вов се нет. Я собиралась быть учительницей русского языка. Но мама очень хотела, чтобы я стала актрисой... Семья у нас была, по тем временам, образованная. Много чи тали. По вечерам пели песни. Украинские, русские... Романсы разные. Тетя Оля, мами на сестра, очень много знала романсов. Я, конечно,— со всеми. В школе в художе ственной самодеятельности участвовала, но— только в танцах. Петь — не пела. Роб кой была. Стеснялась. Была робкой... Робкой ли? Наверное, и сейчас еще помнят сверстники-земляки, тог дашняя детвора, как среди пыльных терри конов, создававших пейзаж железнодорож ной станции с ласковым названием Сла вянок, собирались они вокруг маленькой Иды (та,к звала Зину мама) и слушали, как зачарованные, сказки и небылицы, которых юная рассказчица знала бессчетно. Как гордилась девочка этим вниманием своих первых слушателей, как уверена бы ла, что они с нетерпением ждут ее сказок. И каждый раз вновь и вновь заставляла взрослых вспоминать или придумывать но вые истории, чтобы удивить своих первых почитателей А петь — не пела. До того момента, пока не получила квалифицированное одобрение, не обрела уверенность. Не из того ли далекого времени берет на чало это важное актерское качество — ни • когда не выходить на зрителя с репертуа ром, в котором сама не уверена «на все сто»? Не в этом ли успех редкого, стреми тельного восхождения к вершинам мастер ства? Не оттого ли можно сегодня уверенно сказать, что в партиях Леоноры («Фиде- лио»), Аиды трудно Диденко найти конку рентов? Она удивительно обаятельна. Иногда вдруг рассмеется, и проглянет сквозь тепе решний облик милое личико рыженькой девчонки — почти розовые вихры над высо ким лбом. Ушки хитро оттопырились. Слу хач. И действительно, пела Зина в детстве «с голоса». — У нас в семье все были голосистые. Особенно дядя, мамин брат. И еще тетя Оля,— подтверждает Зинаида Захаровна, мягко перекатывая украинское «ге». Улы бается. Может быть, из ее обаяния и идет вели колепный сценический эффект: когда Ди денко появляется на сцене, она ослепитель но красива. ...Медленно наполняется народом партер. Постепенно начинает меркнуть с^ет в зале. Сначала — в амфитеатре, потом большая люстра гаснет, будто умирает. В свете рам пы отчетливо видно, как подходит к пуль ту дирижер. Обрывки мелодий, витающие над залом, тоже постепенно угасают, чтобы через 'не сколько мгновений тишины появиться вновь, словно повинуясь взмаху дирижерской па лочки, собирающей рассыпанные звуки в гармонию. Над притихшими.рядами рожда ется много раз слышанная музыка увертю ры, снова заставляя сердце замереть в пред чувствии встречи. 141 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2