Сибирские огни, 1982, № 10

писал в цитированном очерке Валентин Рас* путин: «...Барочной, или «гладкой», резьбы нет даже в Томске, хотя Томск благодаря относительной приближенности к первопре­ стольной издавна оспаривал у Иркутска славу лучшего и просвещенного в Сибири города и не без успеха претендовал на си­ бирскую столичность... Что же до интересу­ ющей нас сейчас старины,— продолжал да­ лее писать,— и, главное, заботы о ней,— сравнение будет явно не в пользу Иркутска, особенно по части деревянных памятников. Иркутск свою старину лишь донашивает и славен ею лишь постольку, поскольку она не успела еще везде потерять свой вид и свою ценность. Томск же, при том, что не имеет такой ценности, как в Иркутске, тем не менее хранит ее и в последнее время пря­ мо-таки лелеет, восстанавливая силами про­ изводственной мастерской каждый достой­ ный внимания дом...» Ну так давайте поговорим сейчас немного об этом «томском примере»: ведь гордость обладания архитектурными ценностями есть лишь первая ступень к рождению гордостей за сохранение этих ценностей, за то, что они наверняка будут переданы потомству. В Томске ступили уже на вторую ступень. История «Томскреставрации» недолга, но и сейчас горожане подразделяют ее на не­ сколько видимых периодов. 1976—1977 годы стали временем станов­ ления реставрационной мастерской. Трудная это была пора, и сопровождалась она мас­ сой организационных передряг, всегда, к со­ жалению, сопутствующих делам серьезным и масштабным. Не хватало многого: не было производственных площадей, оснастки, ме­ ханизмов, не было ясных заданий. В эти го­ ды и пришлось психологически переориенти­ ровать многих городских и областных руко­ водителей, не сумевших поначалу принять всерьез идею «реставрации и музеефикации» памятников культуры. Значительная доля понимания задуманно­ го была, однако, продемонстрирована уже в эти годы: три пятых средств на деятель­ ность мастерской выделил горисполком — из тех финансов, что были спланированы на проведение капитального ремонта. Двести тысяч рублей были получены из средств ВООПИК. Мастерская вошла в состав рес­ публиканского объединения «Росреставра- ция». В 1977—1978 годах томская мастерская получила — при действенной помощи обко­ ма партии, Министерства культуры РСФСР, томского облисполкома — необходимое ста­ ночное оборудование, автотранспорт, меха­ низмы. Горисполком предоставил помеще­ ние, в котором временно разместились ма­ стерские. Это помещение — бывшие склады томско­ го миллионера Горохова, хорошо заметные на высоком берегу снизу, от реки, на кото­ рой стоит город. Здесь размещены два це­ ха — жестянщиков и деревообрабатываю­ щий. В первом этаже деревообрабатывающего цеха стоят станки, на которых режут заго­ товки. Второй этаж отдан для столярных и плотницких работ. В нем — груды рам, об­ рамлений, деталей заборов, ворот... Резчик Александр Шадрин в день нашего знакомст­ ва готовил детали, которые я позже увидел на реставрировавшемся доме 19 по улице Белинского. Цех жестянщиков встретил меня веселой перекличкой молотков: рабочие колотили ими по грохочущим листам. В углах цеха круглели массивные «яблоки» куполов ре­ ставрируемой Воскресенской церкви, при­ чудливо изгибалось жестянное кружево фо­ нарей, водотоков. В общем, это была обширная, продуктив­ но работающая мастерская — реально су­ ществующее творческое содружество людей со всеми чертами нормального рабочего коллектива вплоть до отчаянных споров ра­ бочих с директором и прорабами на утрен3 нем распределении заданий. И производст­ венная база у этого коллектива была тоже немалая и отлаженно действующая. Тем не менее уже с 1978 года томичи меч­ тают о создании новой, более просторной и тщательнее оснащенной производственной базы. Уже в семьдесят восьмом запроекти­ ровано было ее строительство в центральной части города, на углу двух старинных улиц — Татарской и Неточной. Сейчас на этом месте вводится в строй первый склад: реально осваиваются первые тысячи рублей из отпущенного миллионного фонда... А теперь — еще об одном, весьма и весьма важном для всех сибирских реставраторов этапе становления «Томскреставрации». В 1978—1979 годах все работники ма­ стерской — и рабочие, и прорабы, и архитек­ торы-проектировщики — прошли специали-, зацию на .родственных предприятиях «Росреставрации» в Москве, Ленинграде, Новгороде, Вологде, Костроме. Все это, естественно, стоило и городу, и области не таких уж малых затрат. Но в том-то и ценность опыта томичей, что они реально показали, как, решившись «заводить» у себя реставрационное дело, на­ до уметь идти до конца, ни с какими трата­ ми не считаясь, а считаясь лишь с понужде­ ниями дела. Но специализированное обучение работни­ ков «Томскреставрации» стало лишь первым звеном в решении кадровой, профессиональ­ ной проблемы. Томские руководители здраво рассудили: надо ли, разумно ли, выгодно ли, по-хозяй­ ски ли ездить «за семь верст», дабы похле-. бать «реставрационно-специализированного киселя» в Центральной и Северной России? Пусть на первом этапе это было просто не­ обходимо. Но теперь, когда здесь, в Томске, уже имеются «хлебнувшие опыта» кадры,— нельзя ли им самим, этим обученным уже мастерам-ремесленникам, доверить дело обу­ чения новых, молодых реставраторов? Резчик по дереву Михаил Александрович Якимов олицетворяет такую связь поколе­ ний. Один из лучших умельцев «Томскрестав­ рации», он преподает столярное дело и в томском профтехучилище № 20, в которое — по рекомендации обкома партии и облиспол­ кома — проведен набор учеников для под­ готовки резчиков по дереву. Томск начал строительство своего город­ ского специализированного профессиональ­ но-технического художественного училища, которое будет готовить реставраторов само­ го широкого профиля. Оно станет одним из пяти создаваемых в России по приказу рес­ публиканского Министерства культуры 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2