Сибирские огни, 1982, № 10
писал в цитированном очерке Валентин Рас* путин: «...Барочной, или «гладкой», резьбы нет даже в Томске, хотя Томск благодаря относительной приближенности к первопре стольной издавна оспаривал у Иркутска славу лучшего и просвещенного в Сибири города и не без успеха претендовал на си бирскую столичность... Что же до интересу ющей нас сейчас старины,— продолжал да лее писать,— и, главное, заботы о ней,— сравнение будет явно не в пользу Иркутска, особенно по части деревянных памятников. Иркутск свою старину лишь донашивает и славен ею лишь постольку, поскольку она не успела еще везде потерять свой вид и свою ценность. Томск же, при том, что не имеет такой ценности, как в Иркутске, тем не менее хранит ее и в последнее время пря мо-таки лелеет, восстанавливая силами про изводственной мастерской каждый достой ный внимания дом...» Ну так давайте поговорим сейчас немного об этом «томском примере»: ведь гордость обладания архитектурными ценностями есть лишь первая ступень к рождению гордостей за сохранение этих ценностей, за то, что они наверняка будут переданы потомству. В Томске ступили уже на вторую ступень. История «Томскреставрации» недолга, но и сейчас горожане подразделяют ее на не сколько видимых периодов. 1976—1977 годы стали временем станов ления реставрационной мастерской. Трудная это была пора, и сопровождалась она мас сой организационных передряг, всегда, к со жалению, сопутствующих делам серьезным и масштабным. Не хватало многого: не было производственных площадей, оснастки, ме ханизмов, не было ясных заданий. В эти го ды и пришлось психологически переориенти ровать многих городских и областных руко водителей, не сумевших поначалу принять всерьез идею «реставрации и музеефикации» памятников культуры. Значительная доля понимания задуманно го была, однако, продемонстрирована уже в эти годы: три пятых средств на деятель ность мастерской выделил горисполком — из тех финансов, что были спланированы на проведение капитального ремонта. Двести тысяч рублей были получены из средств ВООПИК. Мастерская вошла в состав рес публиканского объединения «Росреставра- ция». В 1977—1978 годах томская мастерская получила — при действенной помощи обко ма партии, Министерства культуры РСФСР, томского облисполкома — необходимое ста ночное оборудование, автотранспорт, меха низмы. Горисполком предоставил помеще ние, в котором временно разместились ма стерские. Это помещение — бывшие склады томско го миллионера Горохова, хорошо заметные на высоком берегу снизу, от реки, на кото рой стоит город. Здесь размещены два це ха — жестянщиков и деревообрабатываю щий. В первом этаже деревообрабатывающего цеха стоят станки, на которых режут заго товки. Второй этаж отдан для столярных и плотницких работ. В нем — груды рам, об рамлений, деталей заборов, ворот... Резчик Александр Шадрин в день нашего знакомст ва готовил детали, которые я позже увидел на реставрировавшемся доме 19 по улице Белинского. Цех жестянщиков встретил меня веселой перекличкой молотков: рабочие колотили ими по грохочущим листам. В углах цеха круглели массивные «яблоки» куполов ре ставрируемой Воскресенской церкви, при чудливо изгибалось жестянное кружево фо нарей, водотоков. В общем, это была обширная, продуктив но работающая мастерская — реально су ществующее творческое содружество людей со всеми чертами нормального рабочего коллектива вплоть до отчаянных споров ра бочих с директором и прорабами на утрен3 нем распределении заданий. И производст венная база у этого коллектива была тоже немалая и отлаженно действующая. Тем не менее уже с 1978 года томичи меч тают о создании новой, более просторной и тщательнее оснащенной производственной базы. Уже в семьдесят восьмом запроекти ровано было ее строительство в центральной части города, на углу двух старинных улиц — Татарской и Неточной. Сейчас на этом месте вводится в строй первый склад: реально осваиваются первые тысячи рублей из отпущенного миллионного фонда... А теперь — еще об одном, весьма и весьма важном для всех сибирских реставраторов этапе становления «Томскреставрации». В 1978—1979 годах все работники ма стерской — и рабочие, и прорабы, и архитек торы-проектировщики — прошли специали-, зацию на .родственных предприятиях «Росреставрации» в Москве, Ленинграде, Новгороде, Вологде, Костроме. Все это, естественно, стоило и городу, и области не таких уж малых затрат. Но в том-то и ценность опыта томичей, что они реально показали, как, решившись «заводить» у себя реставрационное дело, на до уметь идти до конца, ни с какими трата ми не считаясь, а считаясь лишь с понужде ниями дела. Но специализированное обучение работни ков «Томскреставрации» стало лишь первым звеном в решении кадровой, профессиональ ной проблемы. Томские руководители здраво рассудили: надо ли, разумно ли, выгодно ли, по-хозяй ски ли ездить «за семь верст», дабы похле-. бать «реставрационно-специализированного киселя» в Центральной и Северной России? Пусть на первом этапе это было просто не обходимо. Но теперь, когда здесь, в Томске, уже имеются «хлебнувшие опыта» кадры,— нельзя ли им самим, этим обученным уже мастерам-ремесленникам, доверить дело обу чения новых, молодых реставраторов? Резчик по дереву Михаил Александрович Якимов олицетворяет такую связь поколе ний. Один из лучших умельцев «Томскрестав рации», он преподает столярное дело и в томском профтехучилище № 20, в которое — по рекомендации обкома партии и облиспол кома — проведен набор учеников для под готовки резчиков по дереву. Томск начал строительство своего город ского специализированного профессиональ но-технического художественного училища, которое будет готовить реставраторов само го широкого профиля. Оно станет одним из пяти создаваемых в России по приказу рес публиканского Министерства культуры 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2