Сибирские огни, 1982, № 10

В первом из них пять лет жил писатель, чье имя получила сейчас улица. Над кирпичным первым этажом с резной, прекрасного благородного рисунка дверью высится второй — деревянный: сплошное ки­ пение растительного орнамента резных кру­ жев. Далеко выдвинутый вперед карниз под­ держивается тонкими, искусно прорезан­ ными прозрачными кронштейнами — и эта их прозрачность создает впечатление удиви­ тельной легкости всего верха дома, которое усиливается еще и повторением рисунка сквозного узора кронштейнов на карту­ шах — вставных украшениях фризов. Верх­ нее обрамление окон подобно старинному, затейливо изукрашенному женскому кокош­ нику. Более строгие боковые точеные колон­ ки подчеркивают крупность и высоту окон, придают всему строению парадность и ве­ личие. Тут к месту напомнить читателю об одной из характернейших особенностей сибирского деревянного зодчества — его монументаль­ ности. Я не случайно так часто употребляю 'в своих описаниях такие выражения, как «величавый», «парадный». Несмотря на су­ ровость окружающей природы, старые ма­ стера не боялась ставить дома с громадны­ ми, просто-таки дворцовыми окнами — и да­ же одноэтажным строениям это придавало облик торжественный, «хоромный». Мое сердце — сердце ленинградца, привыкшего к огромным стеклянным очам, которыми смот­ рят в воды Невы и каналов дворцы, по­ строенные Растрелли и Земцовым, Кварен­ ги, Росси и Стасовым,— не раз вздрагивало! когда я вглядывался в глаза, словно бы сдублированные природой за сотни верст и сотни лет вдалеке друг от друга — близ Балтики и на сибирских реках... Таков и другой томский особняк, вспом­ нившийся мне: «Памятник архитектуры рес­ публиканского значения. Жилой дом 1917 года». Здесь оба этажа деревянные. Карниз и картуши фриза сродни «шишковским», но пропильные кронштейны расположены чуть реже, что придает дому какую-то «музы­ кальность»: если взглянуть на него чуть сбо­ ку, то и расположение окон — с их словно бы снежными шапками резных узоров об­ рамления —- читается, как гамма с двумя акцентами в конце (пять окон идут рядом, затем — через промежуток — еще одно, а седьмое, отделенное пространством от дру­ гих окон дворового фасада,— сразу же за уг­ лом). А сбоку — изумительные (едва ли не лучшие в Томске!) ворота с изярцной лини­ ей въездной арки и сдержанным крупным рисунком резьбы. Сколько тут вкуса, какое чувство пропор­ ций и гармонии, какая артистичность техни­ ки! Ну, а для контраста к этим домам-красав- цам хочу упомянуть еще два особняка, ви­ денных мною в Томске и Новосибирске. «Одноэтажный величавей» — записал я в книжке о бывшем доме, купца Селиванова на томской Октябрьской улице (как раз од­ но из тех строений, что поразило меня свои­ ми широко распахнутыми на мир глазами- окнами). Фасад его выглядел довольно при­ стойно. Но, войдя во двор, я увидел, что там вели «ремонтные работы». Беру эти сло­ ва в кавычки, ибо работа заключалась в том, что стены дома обивали, скрывая их первоначальную фактуру, досками, причем множество деревянных и жестяных украше­ ний резьбы и водосточных труб не только не восстанавливалось, а — наоборбт — «изы­ малось» и складывалась в кучу, чтобы вы­ бросить этот «хлам». — Кто же ведет у вас этакий «ремонт»? Неужто реставрационная мастерская? спросил я у жителей дома. — Нет, это плотники из домоуправле­ ния,— отвечали те, сокрушенно взирая на действия рабочих... Другой пример: особняк на Фабричной, 19, в Новосибирске. Раньше дом этот украшен был щедрой резьбой (сколько можно судить по ее остат­ кам). Но потом он несколько обветшал — и его решили подновить. Вот тут-то и нанесен был ему сокрушающий удар. Кто-то где-то прослышал, что некйй, скажем, «дядя Ва­ ся» — умелый-де плотник. Ничтоже сумня- шеся тонкое дело реставрации и было пору­ чено «дяде Васе». Результат его «ремонта» налицо: часть искусной резьбы растеряна, некогда красивый карниз просто .зашит «ва­ гонкой», остатки пилястров видны на одном1 только, кажется, из углов особняка. Короче говоря, дом ограблен, обеднен не­ умелой, в полном смысле слова, топорной работой (точно так же, увы, испорчена и резьба дома 65 на Инской улице: не рестав-' рацией, а неумелой имитацией ее). Невольно возникает вопрос: да что же, неужто перевелись в Сибири настоящие ма­ стера? Или здесь дело в другом: в том, что не все и не всегда понимают, к чему ведет недостаток мастерства, не понимают того, что нельзя тонкое дело реставрации пору­ чать «холодным сапожникам»? Тут я хочу процитировать один междуна­ родный документ. В сентябре 1968 года в итальянском горо­ де Пистойе состоялось совещание экспертов по проблемам подготовки архитекторов и специалистов в области консервации памят­ ников и ландшафтов, созванное по инициа­ тиве ЮНЕСКО. Комитет экспертов принял, в частности, такое решение: «Считая, что эффективность подготовки архитекторов специального профиля снижалась бы из-за отсутствия персонала и мастеров, способных точно выполнить их указания, что современ­ ное развитие архитектурно-строительной техники влечет за собой постепенное исчез­ новение большинства традиционных строи­ тельных ремесел, рекомендовать: наладить подготовку строительных рабочих и масте- ров-ремесленников в различных областях- •традиционной архитектуры. Эта подготовка должна быть одновременно теоретической и практической». Деревянное-зодчество — это и есть одна из областей «традиционной архитектуры». Это и есть сфера приложения способ­ ностей «мастеров-ремесленников», иными словами — специально подготовленных зна­ токов плотницкой и столярной работы, обо­ гащенных фундаментальным знанием теоре­ тических основ реставрационного дела. И уж коль скоро мировая обществен­ ность — в лице Комитета экспертов ЮНЕСКО — проявляет озабоченность о ее сохранении, то нам-то, вне всякого сомне­ 133 ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2