Сибирские огни, 1982, № 10
В первом из них пять лет жил писатель, чье имя получила сейчас улица. Над кирпичным первым этажом с резной, прекрасного благородного рисунка дверью высится второй — деревянный: сплошное ки пение растительного орнамента резных кру жев. Далеко выдвинутый вперед карниз под держивается тонкими, искусно прорезан ными прозрачными кронштейнами — и эта их прозрачность создает впечатление удиви тельной легкости всего верха дома, которое усиливается еще и повторением рисунка сквозного узора кронштейнов на карту шах — вставных украшениях фризов. Верх нее обрамление окон подобно старинному, затейливо изукрашенному женскому кокош нику. Более строгие боковые точеные колон ки подчеркивают крупность и высоту окон, придают всему строению парадность и ве личие. Тут к месту напомнить читателю об одной из характернейших особенностей сибирского деревянного зодчества — его монументаль ности. Я не случайно так часто употребляю 'в своих описаниях такие выражения, как «величавый», «парадный». Несмотря на су ровость окружающей природы, старые ма стера не боялась ставить дома с громадны ми, просто-таки дворцовыми окнами — и да же одноэтажным строениям это придавало облик торжественный, «хоромный». Мое сердце — сердце ленинградца, привыкшего к огромным стеклянным очам, которыми смот рят в воды Невы и каналов дворцы, по строенные Растрелли и Земцовым, Кварен ги, Росси и Стасовым,— не раз вздрагивало! когда я вглядывался в глаза, словно бы сдублированные природой за сотни верст и сотни лет вдалеке друг от друга — близ Балтики и на сибирских реках... Таков и другой томский особняк, вспом нившийся мне: «Памятник архитектуры рес публиканского значения. Жилой дом 1917 года». Здесь оба этажа деревянные. Карниз и картуши фриза сродни «шишковским», но пропильные кронштейны расположены чуть реже, что придает дому какую-то «музы кальность»: если взглянуть на него чуть сбо ку, то и расположение окон — с их словно бы снежными шапками резных узоров об рамления —- читается, как гамма с двумя акцентами в конце (пять окон идут рядом, затем — через промежуток — еще одно, а седьмое, отделенное пространством от дру гих окон дворового фасада,— сразу же за уг лом). А сбоку — изумительные (едва ли не лучшие в Томске!) ворота с изярцной лини ей въездной арки и сдержанным крупным рисунком резьбы. Сколько тут вкуса, какое чувство пропор ций и гармонии, какая артистичность техни ки! Ну, а для контраста к этим домам-красав- цам хочу упомянуть еще два особняка, ви денных мною в Томске и Новосибирске. «Одноэтажный величавей» — записал я в книжке о бывшем доме, купца Селиванова на томской Октябрьской улице (как раз од но из тех строений, что поразило меня свои ми широко распахнутыми на мир глазами- окнами). Фасад его выглядел довольно при стойно. Но, войдя во двор, я увидел, что там вели «ремонтные работы». Беру эти сло ва в кавычки, ибо работа заключалась в том, что стены дома обивали, скрывая их первоначальную фактуру, досками, причем множество деревянных и жестяных украше ний резьбы и водосточных труб не только не восстанавливалось, а — наоборбт — «изы малось» и складывалась в кучу, чтобы вы бросить этот «хлам». — Кто же ведет у вас этакий «ремонт»? Неужто реставрационная мастерская? спросил я у жителей дома. — Нет, это плотники из домоуправле ния,— отвечали те, сокрушенно взирая на действия рабочих... Другой пример: особняк на Фабричной, 19, в Новосибирске. Раньше дом этот украшен был щедрой резьбой (сколько можно судить по ее остат кам). Но потом он несколько обветшал — и его решили подновить. Вот тут-то и нанесен был ему сокрушающий удар. Кто-то где-то прослышал, что некйй, скажем, «дядя Ва ся» — умелый-де плотник. Ничтоже сумня- шеся тонкое дело реставрации и было пору чено «дяде Васе». Результат его «ремонта» налицо: часть искусной резьбы растеряна, некогда красивый карниз просто .зашит «ва гонкой», остатки пилястров видны на одном1 только, кажется, из углов особняка. Короче говоря, дом ограблен, обеднен не умелой, в полном смысле слова, топорной работой (точно так же, увы, испорчена и резьба дома 65 на Инской улице: не рестав-' рацией, а неумелой имитацией ее). Невольно возникает вопрос: да что же, неужто перевелись в Сибири настоящие ма стера? Или здесь дело в другом: в том, что не все и не всегда понимают, к чему ведет недостаток мастерства, не понимают того, что нельзя тонкое дело реставрации пору чать «холодным сапожникам»? Тут я хочу процитировать один междуна родный документ. В сентябре 1968 года в итальянском горо де Пистойе состоялось совещание экспертов по проблемам подготовки архитекторов и специалистов в области консервации памят ников и ландшафтов, созванное по инициа тиве ЮНЕСКО. Комитет экспертов принял, в частности, такое решение: «Считая, что эффективность подготовки архитекторов специального профиля снижалась бы из-за отсутствия персонала и мастеров, способных точно выполнить их указания, что современ ное развитие архитектурно-строительной техники влечет за собой постепенное исчез новение большинства традиционных строи тельных ремесел, рекомендовать: наладить подготовку строительных рабочих и масте- ров-ремесленников в различных областях- •традиционной архитектуры. Эта подготовка должна быть одновременно теоретической и практической». Деревянное-зодчество — это и есть одна из областей «традиционной архитектуры». Это и есть сфера приложения способ ностей «мастеров-ремесленников», иными словами — специально подготовленных зна токов плотницкой и столярной работы, обо гащенных фундаментальным знанием теоре тических основ реставрационного дела. И уж коль скоро мировая обществен ность — в лице Комитета экспертов ЮНЕСКО — проявляет озабоченность о ее сохранении, то нам-то, вне всякого сомне 133 ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2