Сибирские огни, 1982, № 10
нии этого слова: они вели дореконструиро- вание башни колокольни Спасо-Зашивер- ской церкви (она была вывезена с Индигир ки в «недокомплекте»). Вилков говорил мне, что над пропиткой деталей, над «заменой старого новым» — то есть над изготовлением недостающих дета лей — трудились практически все ведущие работники сектора: и Дмитрий Яковлевич Резун с Владимиром Николаевичем Курило вым, и Владимир Михайлович Леонтьев с Анной Алексеевной Лицидарской, и архитек торы —- Валерий. Дмитриевич Коггушкин и Владимир Евлампьевич Рожков (а я не могу не дополнить его слова тем, что в то же са мое время все они готовили и немало собст венно ученых трудов: выпустили, К примеру, четыре сборника, посвященных сибирским городам, а также первую в нашей историо графии обобщенную работу о принципах и методике организации «Музея под открытым небом»). Неоценимо важным оказалось участие в дореконструкционном этапе новосибирских архитекторов из строительного института — отца и сына Мордловых, Алексея Петровича и Анатолия Алексеевича: именно они созда- .ли все чертежи, по которым шла и идет эта многотрудная работа. Конечно, силами одних сотрудников сек тора весь объем дореконструкционных зда ний выполнить было нельзя, даже если пред положить фантастическую ситуацию, при которой ученые надолго отложили бы в сто рону свои шариковые ручки и пишущие ма шинки, взявшись исключительно за фуганки и топоры. Поэтому стали прибегать к помо щи студентов, которые собирались летом в стройотряды, заключали — подобно заправ ским плотникам — договор с РСУ и выпол няли дореставрационные работы, причем в довольно внушительных объемах (разуме ется, под руководством или при консульта ции Окладникова, Ащепкова или Вилкова). И конечно же, при этом возникали нема лые сложности. То фонды задерживались из-за несвоевременно утвержденных техни ческих чертежей, то запаздывал лес из Гор но-Алтайска... Но самая существенная трудность связа на была именно со студентамй-строителями. РСУ заключало с отрядом договор по зани женным расценкам. Это, вроде бы, и понят но: студент — он все-таки есть студент, а не квалифицированный плотник или столяр- краснодеревщик. Тем более — не мастер-ре ставратор. А с другой стороны этот студент ведет самую что ни на есть реставрацион ную работу, не будучи, правда, специали стом. Противоречие это было, есть и, вероятно, останется. РСУ не пойдет на уступки, не имея на то сколько-нибудь серьезной право вой основы. Студенты же, при всем свойст венном молодости энтузиазме, будут чувст вовать себя в чем-то обойденными и ущем ленными — и в силу этого работать, мягко говоря, не очень-то засучивая рукава. Можно было бы, конечно, посетовать на это существующее противоречие, однако по ложиться на то, что энтузиазм и усердие превозмогут все «земные», сугубо практиче ские трудности: ведь усердие всегда по хвально, а в деле реставрации памятников культуры — вдвойне. Но не вернее ли будет задаться другим 132 вопросом? Ведь вот уже не первый год тру дятся у амбаров «Музея под открытым не бом» люди, в той или иной степени зара женные благородной бациллой энтузиазма, но никто из них к работе плотников, а тем более реставраторов не готовился и не под готовлен. Так п о ч е м у ж е все это дела ется руками энтузиастов, а не специалистов? Олег Никандрович Вилков в беседе со мной говорил, что надо бы создать при му зее специальный реставрационный комплекс, состоящий из археологической и сугубо ре ставрационной лабораторий. Идею эту, вро де бы, поддерживают даже в Российском Госплане. За чем же дело стало? А за тем, что одной «поддержки» в дан ном случае мало. Нужна д е й с т в е н н а я заинтересован ность общественности. Результатом только такой заинтересованности могут стать адми нистративные решения, на основе которых можно решать проблемы и финансирования подобных начинаний, и создание кадров ма стеров реставрационного дела. \ О мастерстве и мастерах Лев Толстой с восхищением писал в свое время, что русский человек «...владел топо ром, как волк владеет зубами.., одинаково верно со всего размаха раскалывал топором бревно и, взяв топор за обух, вытачивал им тонкие колышки и вырезал ложки». Писатель наших дней — иркутянин Вален тин Распутин — так описывает это'и скус ство плотника-строителя в очерке, опубли кованном «Памятниками Отечества» — альманахом Всероссийского общества охра ны памятников истории и культуры (впредь я буду называть это общество сокращенно — ВООПИК), первый номер которого вышел в конце 1980 года: «Не просто построить, что бы тепло и удобно было жить, но построить на удивленье и загляденье, точно картинку, точно терем волшебный, в котором, быть может, настанет и волшебное житье,— вот что считалось важным и, как теперь, гово рят, престижным... Долгими неделями и ме сяцами выпиливал, вытачивал, вырезал, под гонял мастер свою кружевную затею... Фан тазия иной раз увлекала его в такие дебри и выси, что из них нет, казалось, выхода, чтобы не нарушить пропорции и чувство и не испортить начин, но он чудом находил его и из неведомых, порою языческих далей доставлял желанную жар-птицу, которая волшебным оперением вспыхивала на фрон тонах, карнизах и наличниках дверей и окон, на кронштейнах и пилястрах — на каждой малости: смотрите, люди, и радуй тесь». Я мог бы- привести немало примеров, ил люстрирующих это искусство старых масте ров, которым мы и по сей день любуемся на улицах Тюмени и Тобольска, Иркутска и Томска, Барнаула и Новосибирска, Омска и Красноярска. В моей записной книжке, с ко торой я ходил по улицам сибирских городов, об одних только томских памятниках дере вянного зодчества сохранились по меньшей мере сотни замет. Возьму из них воспомина ния лишь о двух домах, стоящих почти ря дом (их номера — 10 и 14) в Томске, на улице Шишкова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2