Сибирские огни, 1982, № 10
с реконструкционными планами, приложен ными к книге. Позже я вспомнил о томе «Древнего За- шиверска», разглядывая рисунок-план пер вой очереди «Музея под открытым небом». Собственно, первая очередь его — это и есть восстановленная, реконструированная Зашиверская крепость с церковью, коло кольней и несколькими домами в середине. Но, помимо собственно зашиверских срубов, посетители увидят здесь и несколько других строений, вывезенных в Академгородок в семидесятые годы и хранящихся неподалеку от Института в ожидании того времени, ког да, получив второе рождение, они обретут еще и неведому им доселе славу. Что же это за строения? Из села Поломошного Юргинского района Кемеровской области вывезена изба-«клеть», принадлежавшая потомкам Ивана Поло- мошного, сотоварища Семена Дежнева. В селе Десятникове Мухоршибирьского района Бурятской АССР нашли избу Семей- киных с редким по красоте и богатству рез ным орнаментом на потолке и скамьях, а совсем неподалеку, в Гусиноозерском райо не,— бурятскую церковь, дуган. С реки Юнвожьюган, текущей в Березов ском районе Ханты-Мансийского автономно го округа, доставили старинную острожную Казымовскую башню. Из Барабинского района Новосибирской области прибыла «крылатая гостья» — мель ница. Там, где разлилось сейчас на севере Ир кутской области Усть-Илимское водохрани лище, стояла крестьянская постройка, тоже привезенная в Академгородок. Из Агинского Бурятского автономного ок руга Читинской области вывезена бурят ская юрта, а из Приамурья — промысловая избушка. Всего собрано около полутора десятков объектов из всех сибирских административ ных регионов. Но это — лишь пятнадцатая часть того, что вберет в себя после полного осуществления Генерального плана сибир ский «Музей под открытым небом»! — Нам, по сути дела, помогала вся Си бирь,— говорил мне завсектором музея Вил ков, специально подчеркивая, что собирание столь необычной коллекции подобного мас штаба совершенно невозможно было бы без такой помощи.— Тюменцы, кемеровчане, ир кутяне— кто только не проявил щедрость!.. А с другой стороны мы постоянно ощущали заботу самого Новосибирска. И Александр Павлович Филатов, первый секретарь обко ма партии, всегда в курсе наших нужд, и Советский райком помог неоценимо. И обл исполком не жалеет для нас внимания: сколь ко раз мы обращались к его председателю Виктору Андреевичу Филатову!.. Помогают нам и специалисты кафедры планировки и застройки населенных пунктов Сибстрина. Ну, а уж о помощи Российского министер ства культуры или Всесоюзного общества охраны памятников истории и культу ры можно было бы говорить долго, но я ска жу лишь, что именно они ассигновали нам на наши работы около ста семидесяти ты сяч рублей, без которых дело не сдвинулось бы... Работа в Академгородке проделана, дей ствительно, объемная. Сил и средств затра чено немало. Перспектива действий ясна. Но именно сегодня четко различима сфера возможного применения магических сил хра- нительницы-«берегини». И в «Музее под открытым небом». И за его пределами. Кому хранить, кому воссоздавать? Директор Токийского национального ис следовательского института по культурному наследию Масару Секино не без основания утверждает: «...Деревянное здание, даже пе риодически ремонтируемое (крыша регуляр но перестилается), редко выдерживает боль ше 250—300 лет в умеренной климатической зоне и при очень благополучных условиях». •Вообще говоря, в Японии есть изумительные деревянные «долгожители». Скажем, Золо той зал Хузон-хи в Хираизуми живет уже более восьми с половиной столетий, но — внутри специального укрытия, поначалу де ревянного же, а с недавних пор железобе тонного. А как явствует из названия, экспонаты музея в Академгородке предназначены для показа под открытым небом, то есть будут открыты не только любому взору, но и всем стихиям... • Поэтому изначально встала проблема их сохранения. Собственно говоря, на первых порах необ ходимо было решить более локальную зада чу консервации деталей строений, разобран ных и свезенных в Новосибирский научный центр: ведь процесс собирания будущих экс понатов длится уже десятилетие; он начался задолго до того, как было принято решение о строительстве даже первой очереди музея. Было время, когда для консервации дере вянных построек применяли каменноуголь ный креозот. Хорошее средство, но оно ос тавляло на дереве темные несмываемые пятна. Последние два десятилетия для этой цели реставраторы мира применяют бесцвет ные жидкости — пентахлорфенол и пента- хлорфенолят натрия. Вилков рассказывал, что сотрудники му зея пользуются рецептурой Сергея Николае вича Горшина, заведующего Сенежской ла бораторией: к пентахлорфеноляту добавля ют буру и борную кислоту, что гарантирует деревянным деталям и влагостойкость, и защиту от гниения. Этот метод консервации обеспечивает бу дущим экспонатам музея определенное дол голетие, но, конечно, не вечность: то одна, то другая деталь все равно будут ветшать и требовать замены. «Таким образом,—- за мечает упоминавшийся японский ученый-ре ставратор Масару Секино, — деревянная постройка выживает ценой постепенной и не избежной потери своих первоначальных ком понентов, благодаря своего рода метаболиз му, замене старого новым; сохраняя свою первоначальную форму, она мало-помалу утрачивает свои первоначальные материа лы». В те дни, когда я беседовал с Олегом Ни- кандровичем Вилковым, сотрудники его сек тора немалую часть своих рабочих часов от давали труду, весьма отдаленно связанному с научным творчеством в прямом понима- Ш 9*.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2