Сибирские огни, 1982, № 10
ском этнографическом музее, что недавно создали в столице Бурятии. Разница будет заключаться лишь в том, что в Академго родке рядом с бурятскими домами, хозяйст венными и культовыми постройками вста нут жилища и якутов, и хантов, и алтайцев, и манси — множества народов, насе лявших и населяющих просторы Сибири. Наконец, еще одна зона представит рус ские поселения в Сибири. Она будет подразделена на две части: западно- и восточно-сибирскую. Экскурсан ты увидят здесь множество самых разных изб: и тех, что именуют «клетъми», и тех, что строились «связью», и пяти- и шести- стенки, одно-, двух- и трехрядные — и каж дая займет свое место в музее. Сама идея музея под открытым небом, в принципе, не нова. Напомню, что не одно уже десятилетие, скажем, манит к себе туристов архитектур ная коллекция, собранная в Кижах на Онежском озере. Однако музей в Академгородке несрав ним будет ни с каким другим по широте своих хронологических рамок: ведь в нем будут собраны экспонаты, созданные во временном пространстве от палеолита до начала нашего столетия! Другая его особенность — в широте ра мок географических: в нем будут собраны образцы архитектуры, привезенные со всей территории Сибири — от Уральских гор до побережья Тихого океана. И наконец, коллекция Академгородка от лична будет от других музеев под открытым небом тем, что даст возможность проведения самых широких сравнительных историче ских изучений. Ведь в нее войдут экспона ты и палеоархеологические, и рожденные местными народами, и имеющие корни в Европейской России. Иными словами, изу чение ее поможет взглянуть сквозь призму науки на проблему преемственности, осоз нать, чтб — в архитектурном смысле — смогли россияне, освоившие некогда просто ры Сибири, воспринять от народов, издрев ле населявших эти территории, а что привнесли с собою, поделившись своими художественно-прикладными богатствами и опытом с теми, кого ученые зовут «абори генным населением». В сегодня из вчера Перенесемся мысленно на три с полови ной века назад, в прошлой: в 1636 год, ког да казак Иван Ребров ог' ѵчі \ л для россиян реку Индигирку, стекав ' ю с отрогов хребта Сунтар-Хаятя в Вс очно-Сибирское море, прорезая по пути нынешний хребет Черского. Три года спустя Иван Постник поставил на Индигирке Зашиверское зимовье, кото рое с годами превратилось в поселок Заши- верск, игравший заметную роль в торговых связях Западной России с местным — якут ским, долганским, эвенским и частично эвенкийским — населением. Зашиверск получил даже ранг города — и здесь, близ ущелья «Царская дорога», Андрей Хабаров построил в 1700 году дере вянную Спасо-Зашиверскую церковь с ко локольней. 130 Позже торговые пути переместились в другое место, и Зашиверск стал беднеть. В начале прошлого века его исключили из списка штатных городов. Его упадок был зафиксирован экспедицией Врангеля и Ма- тюшкина. Промчавшаяся тут сто лет назад эпидемия оспы опустошила поселок — и когда в 1930 году здесь побывала экспеди ция Наркомвода, она застала последних жителей Зашиверска. Между тем и Спасо-Зашиверская цер ковь (она на три года старше домика Пет ра I — единственного деревянного строе ния, сохранившегося — под специально по- стрченным каменным футляром! — от поры основания города в расположенном при мерно на той же широте Ленинграда), а также остатки ее колокольни и крепостной стены все еще стояли на берегу Индигирки, постепенно разрушаемые временем. Наконец, в 1969 году к ущелью «Царская дорога» прибыла научная экспедиция во главе с академиком Окладниковым. В нее входили профессора Маковецкий и Ащеп- ков, архитекторы Баландин и Журин, уче ные Угрин и Гоголев, операторы Семенов и Максимов. Начались раскопки. Экспедиция обнаружила основу острожной стены, сруб древней избы, сэргэ (столбы-коновязи). Со браны и систематизированы были обломки алтаря, шатра, колокольни. Однако раскопки раскопками, но что же было- со всем этим делать? Ведь можно по грузить и перевезти отдельные какие-то предметы бывшей Зашиверской крепости,— но как быть, скажем, с церковью? Оставить на месте? Ясно было, что она «продержит ся» еще совсем немного, а затем будет без возвратно потеряна. А ведь это — едва ли не самый ценный архитектурный памятник, сохранившийся от давнего столетия, в ко торое россияне развернули обживание си бирских просторов... Решено было Спасо-Зашиверскую церковь разобрать и перевезти в Новосибирский на учный центр, чтобы изучить этот памятник и сохранить его для будущих поколений. В этом решении новосибирцев поддержали многие: и академики Лаврентьев, Марчук, Беляев, и многие якутские партийные и со* ветские работники. Маршал авиации Кута- хов оказал помощь в самый нужный и слож ный момент: при перевозке разобранной, церкви. Разборку эту осуществляли десять лет на зад. Работа была проделана по всем рестав рационным канонам — со всеми предвари тельными обмерами и фотографированием. Каждую деталь, каждый элемент строения проэтикетировали. Составлен был общий план и церкви, и колокольни (во многом пришлось додумывать: от колокольни оста лось лишь тринадцать венцов-«четвериков», четыре «восьмерика» и столб), и всего За- шиверского острога. Наконец, все «останки», уже почти столе тие невостребно покоившиеся у входа в ущелье «Царская дорога», перекочевали на три с половиной тысячи километров запад нее: из района Оймякона в район Новоси бирска. Я с интересом листал страницы книги «Древний Зашиверск», написанной Окладни ковым, Ашепковым и Гоголевым. Рассмат ривал старые планы,’ карты, рисунки. Сверял фотографии остатков Зашнверского острога
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2