Сибирские огни, 1982, № 10

ском этнографическом музее, что недавно создали в столице Бурятии. Разница будет заключаться лишь в том, что в Академго­ родке рядом с бурятскими домами, хозяйст­ венными и культовыми постройками вста­ нут жилища и якутов, и хантов, и алтайцев, и манси — множества народов, насе­ лявших и населяющих просторы Сибири. Наконец, еще одна зона представит рус­ ские поселения в Сибири. Она будет подразделена на две части: западно- и восточно-сибирскую. Экскурсан­ ты увидят здесь множество самых разных изб: и тех, что именуют «клетъми», и тех, что строились «связью», и пяти- и шести- стенки, одно-, двух- и трехрядные — и каж­ дая займет свое место в музее. Сама идея музея под открытым небом, в принципе, не нова. Напомню, что не одно уже десятилетие, скажем, манит к себе туристов архитектур­ ная коллекция, собранная в Кижах на Онежском озере. Однако музей в Академгородке несрав­ ним будет ни с каким другим по широте своих хронологических рамок: ведь в нем будут собраны экспонаты, созданные во временном пространстве от палеолита до начала нашего столетия! Другая его особенность — в широте ра­ мок географических: в нем будут собраны образцы архитектуры, привезенные со всей территории Сибири — от Уральских гор до побережья Тихого океана. И наконец, коллекция Академгородка от­ лична будет от других музеев под открытым небом тем, что даст возможность проведения самых широких сравнительных историче­ ских изучений. Ведь в нее войдут экспона­ ты и палеоархеологические, и рожденные местными народами, и имеющие корни в Европейской России. Иными словами, изу­ чение ее поможет взглянуть сквозь призму науки на проблему преемственности, осоз­ нать, чтб — в архитектурном смысле — смогли россияне, освоившие некогда просто­ ры Сибири, воспринять от народов, издрев­ ле населявших эти территории, а что привнесли с собою, поделившись своими художественно-прикладными богатствами и опытом с теми, кого ученые зовут «абори­ генным населением». В сегодня из вчера Перенесемся мысленно на три с полови­ ной века назад, в прошлой: в 1636 год, ког­ да казак Иван Ребров ог' ѵчі \ л для россиян реку Индигирку, стекав ' ю с отрогов хребта Сунтар-Хаятя в Вс очно-Сибирское море, прорезая по пути нынешний хребет Черского. Три года спустя Иван Постник поставил на Индигирке Зашиверское зимовье, кото­ рое с годами превратилось в поселок Заши- верск, игравший заметную роль в торговых связях Западной России с местным — якут­ ским, долганским, эвенским и частично эвенкийским — населением. Зашиверск получил даже ранг города — и здесь, близ ущелья «Царская дорога», Андрей Хабаров построил в 1700 году дере­ вянную Спасо-Зашиверскую церковь с ко­ локольней. 130 Позже торговые пути переместились в другое место, и Зашиверск стал беднеть. В начале прошлого века его исключили из списка штатных городов. Его упадок был зафиксирован экспедицией Врангеля и Ма- тюшкина. Промчавшаяся тут сто лет назад эпидемия оспы опустошила поселок — и когда в 1930 году здесь побывала экспеди­ ция Наркомвода, она застала последних жителей Зашиверска. Между тем и Спасо-Зашиверская цер­ ковь (она на три года старше домика Пет­ ра I — единственного деревянного строе­ ния, сохранившегося — под специально по- стрченным каменным футляром! — от поры основания города в расположенном при­ мерно на той же широте Ленинграда), а также остатки ее колокольни и крепостной стены все еще стояли на берегу Индигирки, постепенно разрушаемые временем. Наконец, в 1969 году к ущелью «Царская дорога» прибыла научная экспедиция во главе с академиком Окладниковым. В нее входили профессора Маковецкий и Ащеп- ков, архитекторы Баландин и Журин, уче­ ные Угрин и Гоголев, операторы Семенов и Максимов. Начались раскопки. Экспедиция обнаружила основу острожной стены, сруб древней избы, сэргэ (столбы-коновязи). Со­ браны и систематизированы были обломки алтаря, шатра, колокольни. Однако раскопки раскопками, но что же было- со всем этим делать? Ведь можно по­ грузить и перевезти отдельные какие-то предметы бывшей Зашиверской крепости,— но как быть, скажем, с церковью? Оставить на месте? Ясно было, что она «продержит­ ся» еще совсем немного, а затем будет без­ возвратно потеряна. А ведь это — едва ли не самый ценный архитектурный памятник, сохранившийся от давнего столетия, в ко­ торое россияне развернули обживание си­ бирских просторов... Решено было Спасо-Зашиверскую церковь разобрать и перевезти в Новосибирский на­ учный центр, чтобы изучить этот памятник и сохранить его для будущих поколений. В этом решении новосибирцев поддержали многие: и академики Лаврентьев, Марчук, Беляев, и многие якутские партийные и со* ветские работники. Маршал авиации Кута- хов оказал помощь в самый нужный и слож­ ный момент: при перевозке разобранной, церкви. Разборку эту осуществляли десять лет на­ зад. Работа была проделана по всем рестав­ рационным канонам — со всеми предвари­ тельными обмерами и фотографированием. Каждую деталь, каждый элемент строения проэтикетировали. Составлен был общий план и церкви, и колокольни (во многом пришлось додумывать: от колокольни оста­ лось лишь тринадцать венцов-«четвериков», четыре «восьмерика» и столб), и всего За- шиверского острога. Наконец, все «останки», уже почти столе­ тие невостребно покоившиеся у входа в ущелье «Царская дорога», перекочевали на три с половиной тысячи километров запад­ нее: из района Оймякона в район Новоси­ бирска. Я с интересом листал страницы книги «Древний Зашиверск», написанной Окладни­ ковым, Ашепковым и Гоголевым. Рассмат­ ривал старые планы,’ карты, рисунки. Сверял фотографии остатков Зашнверского острога

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2