Сибирские огни, 1982, № 10

жегородскими,- пермскими и вологодскими срубами, ставшими, по словам ленинград­ ского этнографа профессора Чистова, «мак­ симальным вариантом развития русского жилища» — с домами, составившими славу российской деревянной архитектуры. И сразу же начинает проходить перед мысленным взором целый парад сибирского резного убранства. Скажем, опрятный дом на Горького, 81, в Новосибирске с его памятной доской на фасаде, украшенном торжественной дере­ вянной резью. Или — бывший дом Семенова на Интер­ национальной, 92, в Барнауле с мощным многослойным карнизом. Или — одноэтажный особняк на Красно­ гвардейской улице в Омске, некогда слу­ живший приютом местного губернатора. Или — вполне оправдывающий свое за­ тейливое название «Кружевной дом» на иркутской улице имени Энгельса. Или — множество томских резных ше­ девров. Тут даже трудно что-либо выде­ лить — и поэтому остановлюсь наудачу у здания на Дзержинского, 21. На его фасаде — доска: «Памятник ар­ хитектуры республиканского значения. Жи­ лой дом 1892 года. Охраняется государст­ вом». Он одновременно и пропорционален (его карниз разрезан тремя фронтонами, над каждым из которых —- купола с ажур­ ными башенками и шпилями), и асимметри­ чен за счет сдвоенного в первом этаже ок­ на: все это рождает причудливую гармо­ нию. Углы его окаймлены пилястрами с рельефными арабесками. Но самое изуми­ тельное в нем —его завершающаяся фрон­ тоном двухъярусная дворовая терраса с резной решеткой и акротериями-стрелами в верхней части тройных арок. Вокруг чисто, зелено, опрятно, тихая улица залита ас­ фальтом — и самое сильное чувство, кото­ рое овладевает тобою при созерцании этого дома, выражается весьма несовременно и упоительно звучащим словом «благолепие». «Да полно, найдется ли в сегодняшней Сибири работа хлопотливой, заботливой «берегине»?» — невольно спросил я себя, глядя на это прекрасное здание. И тут же в памяти вновь всплыло гого­ левское: «Архитектура — тоже летопись мира...» И стали строиться одно за другим снача­ ла просто логические цепочки: если архи­ тектура, как и любая летопись,— часть на­ шего духовного достояния и богатства, то она, как и любая летопись, несет на себе тяжкое бремя времени: служит ему и по­ стоянно ощущает на себе, прикосновение его обжигающих ветров. А такая служба может означать только одно: как бы мы ни восхищались тем, что время пощадило, тем, что сумели отвоевать у него люди, оно своей разрушительной ра­ боты не прекратит — и выходит, что храни- тельнице-«берегине» так или иначе работа в Сибири найдется. Так я думал тогда. Теперь могу добавить: не только «най­ дется»,— ежедневно и ежечасно требуется! «Музей под открытым небом» 4 апреля 1980 года Совет Министров РСФСР принял постановление о том, что на территории Новосибирского научного центра — в Академгородке — к концу XI пятилетки должно быть осуществлено строи­ тельство первой очереди историко-архитек­ турного «Музея под открытым небом». Постановление это знаменовало начало нового этапа в большой работе, начатой сотрудниками Института истории, филоло­ гии и философии СО АН СССР более двух десятилетий назад. Ее душою был акаде­ мик Алексей Павлович Окладников, ини­ циатор множества транссибирских розыск­ ных археологических экспедиций. Спустя, месяц или два после принятия постановления Российского Совмина, я встретился в Академгородке с Олегом Ни- кандровичем Вилковым: он возглавляет сектор «Музея под открытым небом», тоже созданный в Институте стараниями акаде­ мика Окладникова. Каким же, по рассказам Вилкова, станет в конечном счете музей в Академгородке? Сейчас уже полностью разработан и ут­ вержден его Генеральный план, по которо­ му на территории музея будет расположено около двухсот объектов. Они будут развернуты на мощной базе четырех принципов: историко-хронологиче­ ского (подобно любым музейным экспози­ циям вообще), территориально-зонального (или, проще говоря, этнографического), ар­ хитектурно-функционального (то' есть раз­ ные типы построек систематизированы бу­ дут ие только по внешнему виду, но и по хозяйственному, к примеру, назначению) и, наконец, социально-имущественному (что то­ же немаловажно, ибо всегда и вроду бога­ тый владелец имел и больше возможностей для удовлетворения своих запросов — и хозяйственных, и эстетических, буде тако­ вые оказывались в наличии). Иными словами, уже сейчас, к моменту начала работ, принципиально научная ме­ тодика «Музея под открытым небом» отра­ ботана — и тут не надо будет что-либо «до­ думывать» на ходу, перестраиваясь и под­ лаживаясь под новые обстоятельства. Короче говоря, ученые свое дело сде­ лали. Вот — еще пример их работы. Вся экспозиция будет расположена как бы по трем зонам. Первая — зона первобытного (по акаде­ мику Окладникову — «первого») человека в Сибири. Эта зона включит в себя и разысканные, открытые, разведанные прасибирские жили­ ща с хозяйственно-бытовым инвентарем, и предметы первобытной культуры. Об этих памятниках древяесибирского искусства, о том, как отражал их «первый человек», и самого себя, и свое восприятие окружаю­ щей природы, можно судить уже сегодня, заглянув во двор дома 32 на Золотодолин- ской улице Академгородка: пока государ­ ственный «Музей под открытым небом» еще не начал работу, каменные идолы, об­ работанные руками наших прародителей, стоят во дворе дома, где жил академик Ок­ ладников. Вторая зона будущего музея — зона або­ ригенного населения Сибири. Как будет выглядеть она, тоже можно представить сегодня. Это в состоянии сде­ лать всякий, кто побывал или даже просто видел фотографии, сделанные в улан-удэн- 129 9 Сибирские ОГНИ К! 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2