Сибирские огни, 1982, № 10
жегородскими,- пермскими и вологодскими срубами, ставшими, по словам ленинград ского этнографа профессора Чистова, «мак симальным вариантом развития русского жилища» — с домами, составившими славу российской деревянной архитектуры. И сразу же начинает проходить перед мысленным взором целый парад сибирского резного убранства. Скажем, опрятный дом на Горького, 81, в Новосибирске с его памятной доской на фасаде, украшенном торжественной дере вянной резью. Или — бывший дом Семенова на Интер национальной, 92, в Барнауле с мощным многослойным карнизом. Или — одноэтажный особняк на Красно гвардейской улице в Омске, некогда слу живший приютом местного губернатора. Или — вполне оправдывающий свое за тейливое название «Кружевной дом» на иркутской улице имени Энгельса. Или — множество томских резных ше девров. Тут даже трудно что-либо выде лить — и поэтому остановлюсь наудачу у здания на Дзержинского, 21. На его фасаде — доска: «Памятник ар хитектуры республиканского значения. Жи лой дом 1892 года. Охраняется государст вом». Он одновременно и пропорционален (его карниз разрезан тремя фронтонами, над каждым из которых —- купола с ажур ными башенками и шпилями), и асимметри чен за счет сдвоенного в первом этаже ок на: все это рождает причудливую гармо нию. Углы его окаймлены пилястрами с рельефными арабесками. Но самое изуми тельное в нем —его завершающаяся фрон тоном двухъярусная дворовая терраса с резной решеткой и акротериями-стрелами в верхней части тройных арок. Вокруг чисто, зелено, опрятно, тихая улица залита ас фальтом — и самое сильное чувство, кото рое овладевает тобою при созерцании этого дома, выражается весьма несовременно и упоительно звучащим словом «благолепие». «Да полно, найдется ли в сегодняшней Сибири работа хлопотливой, заботливой «берегине»?» — невольно спросил я себя, глядя на это прекрасное здание. И тут же в памяти вновь всплыло гого левское: «Архитектура — тоже летопись мира...» И стали строиться одно за другим снача ла просто логические цепочки: если архи тектура, как и любая летопись,— часть на шего духовного достояния и богатства, то она, как и любая летопись, несет на себе тяжкое бремя времени: служит ему и по стоянно ощущает на себе, прикосновение его обжигающих ветров. А такая служба может означать только одно: как бы мы ни восхищались тем, что время пощадило, тем, что сумели отвоевать у него люди, оно своей разрушительной ра боты не прекратит — и выходит, что храни- тельнице-«берегине» так или иначе работа в Сибири найдется. Так я думал тогда. Теперь могу добавить: не только «най дется»,— ежедневно и ежечасно требуется! «Музей под открытым небом» 4 апреля 1980 года Совет Министров РСФСР принял постановление о том, что на территории Новосибирского научного центра — в Академгородке — к концу XI пятилетки должно быть осуществлено строи тельство первой очереди историко-архитек турного «Музея под открытым небом». Постановление это знаменовало начало нового этапа в большой работе, начатой сотрудниками Института истории, филоло гии и философии СО АН СССР более двух десятилетий назад. Ее душою был акаде мик Алексей Павлович Окладников, ини циатор множества транссибирских розыск ных археологических экспедиций. Спустя, месяц или два после принятия постановления Российского Совмина, я встретился в Академгородке с Олегом Ни- кандровичем Вилковым: он возглавляет сектор «Музея под открытым небом», тоже созданный в Институте стараниями акаде мика Окладникова. Каким же, по рассказам Вилкова, станет в конечном счете музей в Академгородке? Сейчас уже полностью разработан и ут вержден его Генеральный план, по которо му на территории музея будет расположено около двухсот объектов. Они будут развернуты на мощной базе четырех принципов: историко-хронологиче ского (подобно любым музейным экспози циям вообще), территориально-зонального (или, проще говоря, этнографического), ар хитектурно-функционального (то' есть раз ные типы построек систематизированы бу дут ие только по внешнему виду, но и по хозяйственному, к примеру, назначению) и, наконец, социально-имущественному (что то же немаловажно, ибо всегда и вроду бога тый владелец имел и больше возможностей для удовлетворения своих запросов — и хозяйственных, и эстетических, буде тако вые оказывались в наличии). Иными словами, уже сейчас, к моменту начала работ, принципиально научная ме тодика «Музея под открытым небом» отра ботана — и тут не надо будет что-либо «до думывать» на ходу, перестраиваясь и под лаживаясь под новые обстоятельства. Короче говоря, ученые свое дело сде лали. Вот — еще пример их работы. Вся экспозиция будет расположена как бы по трем зонам. Первая — зона первобытного (по акаде мику Окладникову — «первого») человека в Сибири. Эта зона включит в себя и разысканные, открытые, разведанные прасибирские жили ща с хозяйственно-бытовым инвентарем, и предметы первобытной культуры. Об этих памятниках древяесибирского искусства, о том, как отражал их «первый человек», и самого себя, и свое восприятие окружаю щей природы, можно судить уже сегодня, заглянув во двор дома 32 на Золотодолин- ской улице Академгородка: пока государ ственный «Музей под открытым небом» еще не начал работу, каменные идолы, об работанные руками наших прародителей, стоят во дворе дома, где жил академик Ок ладников. Вторая зона будущего музея — зона або ригенного населения Сибири. Как будет выглядеть она, тоже можно представить сегодня. Это в состоянии сде лать всякий, кто побывал или даже просто видел фотографии, сделанные в улан-удэн- 129 9 Сибирские ОГНИ К! 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2