Сибирские огни, 1982, № 10
мах. Так что пользуйтесь случаем. Ведь все это пришло из давней давности, от языче ской еще Руси. Только к нашему времени истоки уже забыты — и в плотницких узо рах это просто дань традиции... Я подумал, что традиции, традиционность (если только они не проявление консерватиз ма) сами по себе могут быть, конечно, и очень хороши. В плотницком сибирском искусстве они, например, выполнили неосознанную роль клада-хранителя. Он донес до наших дней неизменными многие из «поэтических воз зрений славян, на природу», в согласии с ко торыми строились жилье на Руси, за тысячи верст от Сибири, куда потом это искусство было переселено, после чего в силу многих исторических условий получило тут свое но вое развитие. Но это новое не скрывает сегодня от глаз сведущего человека, скажем, сугубо древне языческого деления дома на три яруса. Подклет в нем символизирует подземную часть вселенной: может, оттого он так мас сивен, недвижен, мощен да и мало укра шен — под землею лишние украсы ни к чему! «Оконный ярус» олицетворяет жизнь, бла гополучие, плодородие земли, урожай.— и все эти разнообразные мотивы находят вы ражение в резных лилиях, трилистниках, ко локольцах, бутонах, виноградных лозах, снопах, рушниках; здесь же появляются пе тухи, голуби, «птичьи ладьи»— «берегини»: ведь именно птицы связывают землю с не бом! А за ярусом «зеленым» идет" ярус «небес ный»: карнизы и фронтоны-подзоры, с резь бой, напоминающей дождь или вздымаю щиеся в небо ветви деревьев, «уточек» и «жар-птиц», сказочных «коньков», на кото рых древний славянин достигал мыслью до неба, звезд и Солнца; и если «берегини» ох раняли .благополучие дома с «земного» его яруса, то резным солярным знакам надле жало хранить его обитателей от стихийных и житейских напастей как бы уж и совсем по замыслу самого Ярилы... Вот что, оказывается, встает в дознании, в памяти при взгляде на самый обыкновен ный деревянный дом. Не просто жилье,— чудом сохранившееся для нас свидетельство о' былом целого народа! Как не обратиться тут к изумительным по глубине словам Гоголя: «Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, ког да уже молчат и песни и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе». Еще — взгляд с высоты С высоты и видеть легко, и думается там легче, просторнее. О древней «берегине» я вспомнил и над другим обрывом: в Томске — у коричнево- серо-синего дома с балконом и башенками, что высился над городом, на Кузнечном взвозе, среди черемух, лип и березок. Отсюда тоже открывалась просторная перспектива на Томск. Но тут и окружение было другим: и внизу, под склоном, и в Со ляном переулке сразу бросался в глаза про стенький, но аккуратный деревянный дом с вызывавшей уважение датой постройки — «1909», и на другой стороне Кузнечного 128 взвоза радовали глаз бежево-черный, хоро шо отремонтированный особнячок с резны ми ставнями и «солнышком» во фризе, и поднимавшиеся над соседним холмом купо ла стоявшей в лесах Воскресенской церкви. Зрелище этих строений, обласканных доб рым отношением к большим и малым па мятникам старины, невольно рождало раз думье и о других, столь же достойных внимания примерах, которыми уже славит ся Сибирь. Вот ведь не только Воскресенскую цер ковь XVIII века, но и здание бывшего Бир жевого корпуса постройки середины прош лого столетия видел я в Томске в реставра ционных лесах; было тут немало и других подобных примеров (о них речь позже) —л все это свидетельство, что не обойден вни манием город, недавно справивший трехсот семьдесят пятую годовщину с той поры, как воевода Бельский сообщил посланцу Бориса Годунова Писемскому, что 27 сентября 1604 года «в Томской волости город зделан со всеми крепостьми» (к- слову, Томрк — дале ко не патриарх сибирских городов: старше него и Тюмень с Тобольском, и Сургут с Та рой, и Нарым с исчезнувшей Мангазеей). А кто моложе него? Скажем, Иркутск. Да, но ведь больше трехсот двадцати лет прошло с той поры, как заложен он был землепроходцем Якунькой Ивановым Поха- бовым. И этот старый город может похва стать искусно .отреставрированными памят никами: Спасской церковью (самым старым своим строением — единственным, сохранив шимся от древнего Иркутского острога, по ставленного на берегу Ангары) и Богояв ленским собором, несущим на себе черты си бирского барокко. А в двухсотшестидесятипятилетнем Омске вернули былой блеск Тобольским воротам бывшей крепости, стоявшей некогда близ Иртыша, а также Казачьему Никольскому собору, построенному почти полтора века назад по проекту Стасова. Барнаулу — четверть тысячелетия: он соз давался во многом под воздействием евро пейских^ западнороссийских веяний в архи тектуре; оттого так необычно для Алтая звучат имена возрожденных ныне восхити тельных строений «Чайного домика»1 и «Уголка Петербурга». Новосибирск моложе всех этих городов: ему нет и века (причем, лишь пятьдесят семь лет назад из' громадного ряда вариан тов — Новолешшск, Сибленинск, Владлен, Калининград, Краснооктябрьск, Коммун- град, Красносибирск и даже Совлавра и Ку рултай— было выбрано нынешнее его имя), но и он может гордиться бережно сохраня емым храмом Александра Невского, по строенным по чертежам архитектора Со ловьева, который в качестве прототипа взял проект инженеров Косякова и Пруссака, что возвели в петербургской гавани и поныне стоящую там Новую церковь Божьей мате ри. Объявлен памятником архитектуры в Но восибирске и бывший городской Торговый корпус, поставленный на Ярмарочной пло щади, считавшейся некогда географическим центром Российской империи... Вспомнив эти каменные памятники Сиби ри, вновь думаешь о ее деревянном зодче стве, по таланту и размаху сопоставимом с шедеврами Русского Севера: с карельски ми, костромскими, архангельскими или ни-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2