Сибирские огни, 1982, № 10

ИСКУССТВО СБЕРЕГИ, « О неосознанном богатстве Мы смотрели на город с обрыва, что на­ вис над полусухим руслом речки Каменки, Новосибирск — негромко гудящий, плот­ ный и одновременно просторный город — лежал перед нами в тумане, поднимавшемся с омытых недавним дождем улиц. Блестели купола знаменитого Большого театра Сиби­ ри и храма в начале Красного проспекта. Высились башни Дома с часами и местного небоскреба — Дома быта. Волною вздыма­ лась ввысь кровля строящегося ТЮЗа. Город лежал, раскинув, подобно птице, свои каменные крылья — и направо, к исто­ кам речек Ельцовок, и налево, к Затулин- скому жилмассиву. Где-то далеко позади, у Обского моря, кончалось оперение этой пти­ цы — дома Академгородка, а глаза и клюв она спрятала в Заельцовском парке. Тело птицы было голубое и подвижное: Обь... Мы спустились вниз («мы» — это новоси­ бирский архитектор Сергей Николаевич Б а­ ландин и автор этих строк). Вступили в улочку, застроенную простыми деревянными домами. Остановились перед тяжелым сру­ бом, опиравшимся на гигантские отесанные бревна. То был один из первых домов города. Почти девяносто лет назад его поставили здесь, и ничего не было бы в нем необычно­ го, когда 6 не п а м я т ь о его «первород­ стве», да еще, разве, не эти вот бревна, при­ давшие нечто особое физиономии строения «никакой» (как принято в подобных слу­ чаях говорить) архитектуры, не отмеченного ни в справочниках, ни в списках Общества охраны памятников истории и культуры. Однако, увидев эти громадные, циклопи­ ческие бревна, я тут же вспомнил рисунок в одной из старых книг, написанных в конце сороковых годов Евгением Андреевичем Ащепковым, ныне доктором искусствоведе­ ния, профессором, заведующим кафедрой архитектуры Новосибирского строительного института имени Куйбышева. На том рисун­ ке ш раз я была изображена такая изба Александр Шарымов БЕРЕГИНЯ»! «связью», поставленная на мощный фунда­ мент из бревен, срубленных в окрестностях сибирской деревни Хайдурово. Я уж думал, где-где, а в Новосибирске-то мне с такого рода строениями ни за что не встретиться. Ведь сколько тут — над быв­ шим поселком Кривощеково, который дума­ ли потом назвать и Обским, и Александров­ ским (по строившемуся храму), а через пять лет после закладки получившим имя Ново­ николаевского,— пролетело с 1893 года «красных петухов»! Один только пожар, вспыхнувший II мая 1904 года, спалил поч­ ти восемьсот дворов... И все же именно тут, на Кривощековской, 13, как раз и сохрани­ лась такая строительная диковина. Только вот кому сегодня в Новосибирске известно о существовании этого дома? Немногим. Грустный вопрос и — грустный ответ, не правда ли? — ...И все же дело тут не в известности или неизвестности,— говорил мне Сергей Ни­ колаевич Баландин, один из энергичнейших защитников сибирской архитектурной ста­ рины, автор серьезной и содержательной книги об истории градостроительства Ново­ сибирска с 1893 по 1945 год.— Дело в том, что — хотим мы того или нет и знаем о том или нет,— такие дома, как этот, на Крнво- щековской, есть неотторжимая часть исто­ рии края, того духовного богатства, кото­ рым мы, часто неосознанно, обладаем... И было в этих словах о неосознанности нашего богатства немало справедливого. Еще когда мы смотрели на город с обры­ ва над Каменкой, Баландин показал мне са­ латно-голубой деревянный дом на углу улиц Маковского и Якушева. Над обрамлением его окон резные узоры сходились в центре в полузавиток-полуптицу, — Это вот — «берегиня»,— сказал Балан­ дин.— Такие символы-обереги, в которых можно увидеть и птицу, и, если угодно, бо­ гиню, русалку — как олицетворение женско­ го, плодоносного начала природы, теперь уже не так часто встретишь на резных ра­ 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2