Сибирские огни, 1982, № 10
скажем, прибыть в субботу, то не позднее четверга позвони и спроси, не заняты ли родственники особо важным делом, смогут ли принять гостей. Если получишь положи тельный ответ, то тут же сообщи точные данные: к завтраку или к обеду заявишься, сколько будет взрослых и сколько детей, добавь также, сколько времени думаешь в гостях задерживаться. Ну, что скажешь? Да если бы мне сестре или брату такие вопросы задавать, со стыда бы сгорела и век бы сама в гости не поехала». Ну, а сейчас, думается, будет в самый раз уместно вернуться к начальному вопросу: возможно ли привыкнуть? Раньше, как вы ше сказано, ответил бы: «Очень трудно». Теперь, после поездки в ФРГ, ответ может быть лишь один: «Невозможно. Никогда. Ни при каких обстоятельствах». Одинокая береза Лет десять т.ому назад пришлось читать два письма. В одном земляки сообщали: «Живем нормально», в другом: «Все у нас, считай, есть». И верилось. А почему бы и нет? Ведь Федеративной Республике доста лась после войны незначительно пострадав шая высокоразвитая промышленность, что позволило стране развиваться ускоренными темпами, быстро экономически окрепнуть, резко повысить жизненный уровень и уже в 50-х годах войти в элиту капиталистических государств. Да, верилось... Но недаром говорится, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услы шать. И вот представился случай, когда можно было пользоваться не только слухом, но и взглянуть на вещи собственными гла зами. И тут мы на первых же порах, при первых шагах по земле ФРГ, убедились, на сколько правильна мысль, что лучше хотя бы один раз увидеть... Чтобы читателю объяснить, на чем бази руется это убеждение, вернемся к выше приведенным из письма строкам. Итак: «Живем нормально». Да, если считать, что человеку, кроме жилья и харчей, ничего не нужно и его жизненные интересы, его ду ховные потребности на этом исчерпаны, то «нормально». Но прежде чем говорить о степени нор мальности жизни, вспомним и строку из второго письма. «Все у нас, считай, есть». Однако это утверждение нуждается в более детальном анализе. Здесь сам собою напра шивается вопрос: а все ли есть? Да, все, но опять же лишь в том случае, если не брать во внимание известную аксиому, что человек сыт не хлебом единым, все есть, если втиснуться в свою узкую конуру, на бить потуже желудок, на все вокруг за крыть глаза и намертво выключить мозг. Но в том-то и суть, что речь не о существе, которому достаточно теплого хлева и на полненных грубыми кормами яслей... Речь о людях, которые оторвались от родной земли, и о людях, которым эту зем лю забыть не дано. Именно к этим выводам мы пришли, встречаясь на чужбине с зем ляками. Нет, не все высказывают, что их уг нетает, не все тут же проклинают судьбу. Но надо было не иметь сердца, чтобы не чувст вовать недосказанное, надо быть слепым, чтобы не заметить боль их переживаний. Ведь подчас можно мысли человека читать по глазам, даже не обладая тбнкой интуи цией или особой проницательностью. Так что же людям, оказавшимся в чужих краях, не хватает и что можно было про честь в их глазах? Приведу лишь один эпизод, но и он один, надеюсь, даст исчер пывающий ответ на эти и, быть может, на другие вопросы... С Людвигом Зингером встретились нео жиданно. Побеседовать не пришлось. Он ус пел лишь сказать: «Рад, искренне рад ва шему приезду. Заверните ко мне в любое время»,— и поспешил на работу. Всего мимолетная встреча... Но какие она оставила впечатления, как она вонзи лась в память... Нет, не от счастья, не от вдохновения, а от того, что хотелось в от чаянии крикнуть: «Что с тобой, друг доб рый? Ты ли это?» Да, мы были когда-то добрыми друзьями, трудились вместе, помогали, выручали друг друга. Знал Людвига как человека жизне радостного, всегда заряженного светлым юмором и даже в самых критических ситуа циях не унывающего. А тут... Он — и не он... Конечно, человек с годами изменяется, дряхлеет — такова уж беспощадная ста рость. Но Людвиг Зингер не только по воз расту, он как-то неестественно, совершенно невероятно преобразился, как бы весь осу нулся, лицо вытянулось. А глаза... Его ли глаза? Днем позже мы встретились с его братом Паулем. «Что верно, то верно — Людвиг действительно болен, и болезнь у него неиз лечимая,— сокрушался он и после паузы добавил: — Неизлечима она здесь». Диагноз болезни Зингера мы узнали тре мя неделями позже. К сожалению, дома его не застали, хотя по нашим расчетам он должен был уже вернуться с работы. Жена его, Лиза, объяснила: «Бывает, задержива ется. То по пути это проклятое пиво глота ет, то просто забывает, что у него семья...» Явно чувствуя, что хозяйка не в лучшем настроении, мы в комнате задержались все го на десяток минут и, ссылаясь на то, что соскучились по свежему воздуху, вышли во двор. А в комнате, где с портрета из Сиби ри смотрел на нас Людвиг сияющими, озор ными глазами, было действительно душно. Душно оттого, что вновь вырывался крик души: «Неужели это ты?!» Во дворе было на что взглянуть — раз нообразные цветные клумбы, аккуратно подстриженные ярко-зеленые газончики, симпатичные декоративные растения. Но вся эта пестрота, казалось, вдруг потускне ла, когда мы в дальнем уголке двора уви дели невысокую березку, да, да! — настоя щую белоствольную красавицу березку и возле нее примитивную скамеечку. А вечер нее солнце светилось перед закатом будто нарочцо, с намерением, щедро дарило дерев цу все свое богатство — нежное тепло, зо лотистые лучи, ласковую улыбку. Нас, конечно же, приятно поразило — от куда она здесь, березка... «Да это все он возится, его затея,— сказала Лиза с каким- то необъяснимым пренебрежением.— Ле ший его знает, из какой дали он ее припер. Посадил три года назад и давай нянчить ся — как за малым дитем ухаживал. Быва ло — ничего и никого вокруг не замечал- 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2