Сибирские огни, 1982, № 10
сказывается тяжелая ноша военных лет, ранения, вовтузии. Яревежатся дети, специ ально отпуск попросили, без содержания, может, в чем-то помогут. Если папа согла сится, к себе в город заберут, а откажет ся — готовы в деревню переехать, но так или иначе поддержат. И мы переживаем вместе, тщательно взвешиваем, что при ка кой ситуации разумнее предпринять. А вот паренек, свыше двух лет трудится на комсомольской стройке, едет домой — маму проведать, она старенькая, очень со скучилась по младшему сыну, и ему ее жал ко. Везет ей замечательные подарки, рад их нам показать. И мы себе представляем, ка ково будет счастье мамы, и вместе с па реньком радуемся. Знакомимся с девушкой. Все ее лицо из лучает вдохновение — успешно закончила институт. Правда, приходилось порой труд но. Но родителям об этом ни словечка не писала — зачем их расстраивать. И сейчас даже телеграмму не отбила, а то покоя знать не будут, ночью на станцию встречать приедут. Лучше эти четыре километра до родного поселка пешочком пройдет, а в тем ноте не заблудится,.ведь тут ей каждая тропинка сызмала знакома. К тому же так и интереснее будет: появится внезапно, чуть изменит голос и будто бы чужая попросится переночевать... Ой, что тут будет! — весь дом счастьем наполнится. Ну как нам не радоваться предстоящему счастью девуш ки! Всего три примера, а сколько их, схожих, у нас всюду, на каждом шагу. Да иначе мы и не смогли бы, уж такие у ндс люди — об щительные, сочувствующие, с любым чело веком делящие и радость, и горе. И очень трудно нам представить, что можно быть ча сами бок о бок, в одном помещении, и ни словом не обмолвиться. Но именно подоб ные случаи — мертво-немые сцены — вы сможете на Западе наблюдать сплошь и ря дом. Считается, видите ли, нетактичным лезть не в свое дело, называется это совать нос в чужую жизнь или просто наивной сентиментальностью. Подумаешь — вместе, в одном купе едем... Ну и езжай, куда тебе надо, у каждого своя дорога. Может быть, я тебя вовеки больше не встречу, а гы мне какую-то болтовню навязываешь... Чужой есть чужой. Но это лишь одна нам чуждая черта вы сококультурной цивилизации. Их, для нас чуждых, не перечесть. Однако на отдельных следует остановиться. Предоставим слово некоторым из наших бывших сограждан, ко му эти черты кое на что по-настоящему открыли глаза... Эмануэль Шрейнер: «Выхожу как-то воскресным солнечным утром подышать свежестью. Вижу хозяина по соседству, гос подина Дуке. Говорю: «Эх, и погодка же се годня, прямо благодать!» «Что, что-о-о?» — спросил он удивленно-протяжно. Я пов торил свое восхищение. И что вы думаете? Посмотрел он на меня искоса, смерил с ног до головы каким-то осуждающим, през рительным взглядом, отвернулся и хоть бы слово проронил. Вошел я в свою хату и призадумался: «Ну, чем я его обидел, чем не угодил?» Жена заметила, что я не в ду хе, расспросила. И знаете, женщины подчас догадливее, чем наш брат мужчина. Она сразу раскусила, какой промах я допустил, и растолковала так: «Точно такая же бука и его мадам. Я однажды тоже чуть не обожглась, но вовремя смекнула, что ндм с ними абсолютно не о чем говорить. Они, ви дишь, считают себя людьми деловыми, зря слов на ветер не бросают. А ты ему про по году... Знаешь, что он после твоих слов по думал? А вот что: «Зачем ты, идиот, мне о солнышке толкуешь? Да что я, слепой, что ли, сам не вижу, какая погода? Ну и башка же пустая...» Словом, получил я урок... С тех пор в его сторону смотреть не могу. Противно. А зовем мы теперь этих соседей- молчальников Дуки-буки. И скажу вам, что они тут все одной масти...» Эльза Ягель: «Милые наши люди! Спаси бо, что заехали. Дай бог, за это большое вам счастье. Наконец-то хоть вдоволь наго ворюсь. Ведь тут некому излить душу, все будто немые, каждый сидит как крот в своей норе. Десятый год живу в этой дерев не, но поверьте, никого из жителей не знаю и ничец порог за это время не переступала. Да и как переступишь... Поначалу некото рые наши россияне было сунулись, но им вежливо объяснили, что здесь, мол, не при нято бродить по чужим дворам. Ведь у нас, бывало, не успеешь к обеду хлеб ку пить, бежишь к соседям, без разговора вы ручат. А тут... попробуй обратиться за са мой мизерной мелочью: попроси взаймы ложку соли или луковицу, на тебя выпучат глаза, будто ты не с крыши, а с самого Марса упал. Господи, да разве это люди...» Рудольф Герстнер: «Культура — дело доброе. Но когда она переходит в сверх культуру, она становится приторной, даже отвратительной и угнетающей. Я к ней, как они ее понимают, до сих пор не могу при выкнуть, и сам дьявол меня не ізаставит им подражать. Это же надо — в автобусе, в магазине и даже на улице лишь шепотом говори. А за столом?! Сиди как истукан. Ладно, когда одни свои соберутся. Но если кто-то из местных, коренных, присутствует, тогда хоть удирай. И ведь наши, черт их побери, настолько глупы, что всяко стара ются по-ихнему, по-германски культурить. И вот гляжу иногда, и смешно, и грустно становится — ведь не приучены мы, вечные, сыны крестьянские, орудовать вилочками, ножичками да разными ложечками, тем бо лее, когда в тарелочках и пищи-то всего с гулькин нос... Но представьте себе такую картину: подают тарелку с жареным яич ком, с одним-единственпым... И вот здоро венный мужик — сажень в плечах — воору жается, как говорится, до зубов кухонными приборами, да еще засучивает рукава, слов но собирается целого барана разделать. Ей богу, тут недолго со смеху сгорбатиться. Ну что его, этот желточек, кромсать, мять, на треугольнички делить да с места на мес то перекатывать... Нет, братцы, не по мне все эти манеры-барьеры». Мина Глок: «Да... многое тут кажется нам прямо-таки диким. У нас заявись не только близкий родственник, но просто зна комый человек — двери в любое время на стежь открыты, и встретим со всей добро тою, и угостим всем, чем располагаем. А у’ здешних... и говорить-то отвратительно. Приезжали тут недавно сестра с мужем к родной сестре. Вышла хозяйка на улицу, постояла возле машины, гостей даже и в дом не пригласила. Оказывается, тут поря док такой: вздумал податься к родным в гости, так заранее сообщи. Если намерен, 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2