Сибирские огни, 1982, № 10

сказывается тяжелая ноша военных лет, ранения, вовтузии. Яревежатся дети, специ­ ально отпуск попросили, без содержания, может, в чем-то помогут. Если папа согла­ сится, к себе в город заберут, а откажет­ ся — готовы в деревню переехать, но так или иначе поддержат. И мы переживаем вместе, тщательно взвешиваем, что при ка­ кой ситуации разумнее предпринять. А вот паренек, свыше двух лет трудится на комсомольской стройке, едет домой — маму проведать, она старенькая, очень со­ скучилась по младшему сыну, и ему ее жал­ ко. Везет ей замечательные подарки, рад их нам показать. И мы себе представляем, ка­ ково будет счастье мамы, и вместе с па­ реньком радуемся. Знакомимся с девушкой. Все ее лицо из­ лучает вдохновение — успешно закончила институт. Правда, приходилось порой труд­ но. Но родителям об этом ни словечка не писала — зачем их расстраивать. И сейчас даже телеграмму не отбила, а то покоя знать не будут, ночью на станцию встречать приедут. Лучше эти четыре километра до родного поселка пешочком пройдет, а в тем­ ноте не заблудится,.ведь тут ей каждая тропинка сызмала знакома. К тому же так и интереснее будет: появится внезапно, чуть изменит голос и будто бы чужая попросится переночевать... Ой, что тут будет! — весь дом счастьем наполнится. Ну как нам не радоваться предстоящему счастью девуш­ ки! Всего три примера, а сколько их, схожих, у нас всюду, на каждом шагу. Да иначе мы и не смогли бы, уж такие у ндс люди — об­ щительные, сочувствующие, с любым чело­ веком делящие и радость, и горе. И очень трудно нам представить, что можно быть ча­ сами бок о бок, в одном помещении, и ни словом не обмолвиться. Но именно подоб­ ные случаи — мертво-немые сцены — вы сможете на Западе наблюдать сплошь и ря­ дом. Считается, видите ли, нетактичным лезть не в свое дело, называется это совать нос в чужую жизнь или просто наивной сентиментальностью. Подумаешь — вместе, в одном купе едем... Ну и езжай, куда тебе надо, у каждого своя дорога. Может быть, я тебя вовеки больше не встречу, а гы мне какую-то болтовню навязываешь... Чужой есть чужой. Но это лишь одна нам чуждая черта вы­ сококультурной цивилизации. Их, для нас чуждых, не перечесть. Однако на отдельных следует остановиться. Предоставим слово некоторым из наших бывших сограждан, ко­ му эти черты кое на что по-настоящему открыли глаза... Эмануэль Шрейнер: «Выхожу как-то воскресным солнечным утром подышать свежестью. Вижу хозяина по соседству, гос­ подина Дуке. Говорю: «Эх, и погодка же се­ годня, прямо благодать!» «Что, что-о-о?» — спросил он удивленно-протяжно. Я пов­ торил свое восхищение. И что вы думаете? Посмотрел он на меня искоса, смерил с ног до головы каким-то осуждающим, през­ рительным взглядом, отвернулся и хоть бы слово проронил. Вошел я в свою хату и призадумался: «Ну, чем я его обидел, чем не угодил?» Жена заметила, что я не в ду­ хе, расспросила. И знаете, женщины подчас догадливее, чем наш брат мужчина. Она сразу раскусила, какой промах я допустил, и растолковала так: «Точно такая же бука и его мадам. Я однажды тоже чуть не обожглась, но вовремя смекнула, что ндм с ними абсолютно не о чем говорить. Они, ви­ дишь, считают себя людьми деловыми, зря слов на ветер не бросают. А ты ему про по­ году... Знаешь, что он после твоих слов по­ думал? А вот что: «Зачем ты, идиот, мне о солнышке толкуешь? Да что я, слепой, что ли, сам не вижу, какая погода? Ну и башка же пустая...» Словом, получил я урок... С тех пор в его сторону смотреть не могу. Противно. А зовем мы теперь этих соседей- молчальников Дуки-буки. И скажу вам, что они тут все одной масти...» Эльза Ягель: «Милые наши люди! Спаси­ бо, что заехали. Дай бог, за это большое вам счастье. Наконец-то хоть вдоволь наго­ ворюсь. Ведь тут некому излить душу, все будто немые, каждый сидит как крот в своей норе. Десятый год живу в этой дерев­ не, но поверьте, никого из жителей не знаю и ничец порог за это время не переступала. Да и как переступишь... Поначалу некото­ рые наши россияне было сунулись, но им вежливо объяснили, что здесь, мол, не при­ нято бродить по чужим дворам. Ведь у нас, бывало, не успеешь к обеду хлеб ку­ пить, бежишь к соседям, без разговора вы­ ручат. А тут... попробуй обратиться за са­ мой мизерной мелочью: попроси взаймы ложку соли или луковицу, на тебя выпучат глаза, будто ты не с крыши, а с самого Марса упал. Господи, да разве это люди...» Рудольф Герстнер: «Культура — дело доброе. Но когда она переходит в сверх­ культуру, она становится приторной, даже отвратительной и угнетающей. Я к ней, как они ее понимают, до сих пор не могу при­ выкнуть, и сам дьявол меня не ізаставит им подражать. Это же надо — в автобусе, в магазине и даже на улице лишь шепотом говори. А за столом?! Сиди как истукан. Ладно, когда одни свои соберутся. Но если кто-то из местных, коренных, присутствует, тогда хоть удирай. И ведь наши, черт их побери, настолько глупы, что всяко стара­ ются по-ихнему, по-германски культурить. И вот гляжу иногда, и смешно, и грустно становится — ведь не приучены мы, вечные, сыны крестьянские, орудовать вилочками, ножичками да разными ложечками, тем бо­ лее, когда в тарелочках и пищи-то всего с гулькин нос... Но представьте себе такую картину: подают тарелку с жареным яич­ ком, с одним-единственпым... И вот здоро­ венный мужик — сажень в плечах — воору­ жается, как говорится, до зубов кухонными приборами, да еще засучивает рукава, слов­ но собирается целого барана разделать. Ей богу, тут недолго со смеху сгорбатиться. Ну что его, этот желточек, кромсать, мять, на треугольнички делить да с места на мес­ то перекатывать... Нет, братцы, не по мне все эти манеры-барьеры». Мина Глок: «Да... многое тут кажется нам прямо-таки диким. У нас заявись не только близкий родственник, но просто зна­ комый человек — двери в любое время на­ стежь открыты, и встретим со всей добро­ тою, и угостим всем, чем располагаем. А у’ здешних... и говорить-то отвратительно. Приезжали тут недавно сестра с мужем к родной сестре. Вышла хозяйка на улицу, постояла возле машины, гостей даже и в дом не пригласила. Оказывается, тут поря­ док такой: вздумал податься к родным в гости, так заранее сообщи. Если намерен, 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2