Сибирские огни, 1982, № 10
оформленные информационные стенды, ука затели, которые для незнакомого с мест ностью водителя весьма кстати. Перед лю бым городом можно остановиться и «прочесть» дальнейший путь. На объемном щите схема основных магистралей. Находи те на щите номер дороги, ведущей в нуж ный вам город, и дальше стоит лишь сле дить за знаками, и вы сориентируетесь без ошибочно. Заслуживает внимания и такой фактор: через определенные промежутки дорожный знак «Паркплатц» приглашает путешествен ника на стоянку, отдохнуть на лоне приро ды. Для. стоянок, как правило, подбирают ся особо живописные, укромные уголки. Здесь небольшая, окруженная лесом пло щадка, в ее центре примитивный стол, скамейки. Пожалуйста, присаживайтесь, по обедайте, отдохните да подышите ароматом цветов, трав, листвы. Опять же безукориз ненный порядок — возле стола две урны, меньшая для окурков, другая, побольше, для прочего мусора. Рядом, у кромки пло щадки, автомат —• опустите марку (метал лическую), откроется с нежным звоном дверца, и выкатывается бутылка прохладно го пива. Услугами «паркплатца» мы на всем пути воспользовались лишь однажды. Это еще потому, что выезжать и вклиниваться в бес прерывно летящий «как черт с письмом» поток машин не так-то просто. Стой, набе рись терпения, лови подходящий миг, а ес ли наконец вклинился, не зевай. Другое дело, когда свернешь с главной магистрали на примыкающее шоссе. Здесь и просторнее, и спокойнее, и чудесный ланд шафт подступает к самой дороге. То взды маются в солнечную высь густолиственные деревья, то красуются сочными плодами яблоневые сады, то сияют ярко-зеленым бархатом низины, то улыбаются крупными розами кустарники. Путешествовать по таким дорогам, та ким щедро одаренным природой местам — одно удовольствие. И если к тому же над всем великолепием сияет безоблачное небо и радуется приветливое солнце, то так и хочется воскликнуть: «Какая же она изуми тельно красивая наша планета Земля, ког да на ней люди живут в дружбе и согласии! Какое великое дело, когда на всей земле господствует мир! Как он, этот мирный мир, прекрасен, добр, величав!» Да, нам повезло — как раз при нашей по ездке стояла отменная погода, такая пого да, что нельзя было не предаваться свет лым мечтам. Но их- внезапно прервали ро кот моторов и лязг металла — навстречу нам двигалась колонна — танки, бронетран спортеры, моторизованная артиллерия,— и вся эта военная техника одного и того же темно-зеленого цвета напоминала огромную змею, тем более что ее натужно-жалобный, визжащий шум по мере приближения тре вожно нарастал. А тут еще тройка за трой кой истребителей того же зелено-грязного цвета разрывали воздух оглушающим ре вом.. «Нет, надо сворачивать, подальше от гу ла и грохота»,— решили мы единогласно. Отъехали на добрый километр, выключили мотор. Тут уже стояло несколько легковых машин, видимо, их хозяева тоже пришли к выводу: чем дальше от шума, тем лучше. Среди них оказался и престарелый мужчина 120 на протезе. «Опротивели со своим собачьим визгом, будь они прокляты. Рыщут туда-сю да, нервы расстраивают да еще атмосферу вонючими газами отравляют»,—■сетовал он. Вообще-то здесь не принято много разгова ривать — не твое дело... Но инвалид, вид но, хлебнувший в свое время лиха, не стес нялся в выражениях... Дислоцируются в северной части ФРГ, как и в Оснабрюке и его окрестностях, на товские войска Англии. Их можно встре тить всюду: в городах, на автострадах, на всех дорогах. Не удивительно, что слух ре жущая «музыка» вместе с ее хозяевами у населения ничего, кроме отвращения и тош ноты, вызвать не может. Но такова эпоха... Одноногий инвалид все еще бушевал, а танки шли и шли... И мир будто преобра зился: исчезли деревья-титаны и плодонос ные сады, .яркие низины и крупные розы, покрылась мутным туманом дорога и по блекли травы, потускнело небо и солнце уже не сияло, не грело, от его слабых лучей веяло Голодом, безжизненностью. И так хотелось в этот миг оставить чужой мир, так захотелось домой на родимую сторо нушку, что и сказать трудно. И предстали перед взором дороги Родины, нет, не авто страды, а самые простые, самые обыкновен ные полевые дороги, ведущие в бескрайние дали и всегда озаренные добрым солнцем мира: Возможно ли привыкнуть Речь о том, сможет ли человек привык нуть, прижиться на новом месте, вдали от родимой стороны. Раньше, до поездки на Запад, ответил бы: «Трудно, очень трудно». И вот почему: в разные периоды жители степной Кулунды уезжали на Кубань и в Молдавию, на Украину и в Казахстан. Но проходило от силы два года, а чаще всего лишь несколько месяцев, и переселенцы возвращались. Как объяснить — ведь там всему миру известные края курортов, места сказочной флоры, где, как поэт писал, де ревни утопают в садах, луга пылают цве тами, а горы чуть ли не до вершин одеты пышными виноградниками? И возвращались переселенцы в голую степь, на монотонную равнину, где ни лесов, ни рек, где деревни летом задыхаются в беспощадно палящем суховее, а зимой утопают в сугробах. Правда, изредка переселившиеся, прижи ваются — как бы то ни было, и Молдавия, и Казахстан, и Сибирь одно отечество, всю ду родная атмосфера. Но... если переехать за границу, т. е. вовсе покинуть Родину? Вопрос сложен и совсем иного характера, и пусть на него ответят факты, взятые из действительности. Вот знакомые нам всем эпизоды: садим ся в поезд, устраиваемся в своем вагоне и... еле с десяток километров отъехали —- уже с соседом по купе подружились, как минимум знаем, куда путь держит, где и кем работа ет. А часок-другой пройдет — выкладываем свои съестные припасы на общий стол, уго щаем друг друга по принципу: чем богат, тем и рад, и беседуем как закадычные друзья-земляки. Конкретнее: едет молодая супружеская пара. Спешат к отцу невесты, инвалиду Отечественной. Занемог старый фронтовик,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2