Сибирские огни, 1982, № 10
ется на амвоне священник, и по обе сторо ны алтаря загораются одинаковые табло с яркими одинаковыми цифрами. Они означа ют, на которой стран::це напечатан текст молитвы, которую следует через минуту всем вместе вполголоса прочесть. В проме жутках между молитвами звучит органная музыка, сопровождающая пение хора маль чиков, но певчих не видно, детские голоса, скорее всего, воспроизводятся в механиче ской записи — тоже примета века... Ничего не скажешь: торжественно, чинно, благолепно. Успокаивает, умиротворяет... Возможно, не стоило бы упоминать де тали, связанные с богослужением, если во круг храма все было бы так' же свято. Но кйк только выходишь из храма божьего под впечатлением увиденного и услышанного, как тут же перед тобой возникает карти на — во весь фронтон трехэтажного дома совершенно нагая женщина... И ты, ошара шенный, мигом сваливаешься с райских вы сот, где только что парил, на грешную землю. Правда, красотка малость завуали рована — изображена во время купания в ванне, но ванна из прозрачного стекла, и вода достаточно прозрачна, чтобы соблаз нительница демонстрировалась во всем сво ем естестве. Что это? Оказывается, реклама, всего-на всего расхваливающая новый сорт туалет ного мыла, его волшебные, сверхъестествен ные свойства. Хозяин моющих средств не один печется о прибыли. У него есть серь езные конкуренты, которые предпринимают все возможное, чтобы переплюнуть мыль ного торгаша. Это они в многолюдных ме стах выставляют свой товарец с кричащими этикетками. Это они в промтоварных мага зинах центра города обклеили тумбы со всех пяти сторон рекламой сомнительного свойства. На них красотки примеряют гама ши и подвязки, сорочки и мини-юбки... Это те же конкуренты в центральном продмаге «ЭКЦ» устроили свой книжный филиаЛьчик. А товар-то какой!.. Глаза бы не глядели. Вот тебе и святость, и молитвы в храме, н высокий уровень культуры. Господину торгашу наплевать на порядочность, на бла гопристойность, на церковные проповеди о безгрешности рая и на всю религию. У него одно мерило ,— ему надо деньгу выколачи вать, и ради этого он хоть черта наизнанку вывернет. Как же реагируют на это люди? По-раз ному. Люди преклонного возраста проходят мимо, стараясь не замечать греховных изоб ражений, или делают вид, что не замечают. Они, пожилые, и составляют ту массу, кото рая ищет утешения в храмах. Рассуждают они примерно так: «Ничего не поделаешь, земля грешна...» Что же касается молоде жи, то конкуренты-бизнесмены достигают своей цели. Не случайно молодежь стороной обходит церкви. Не видели мы их и в со боре. «А на эту пакость,— сетует знакомый нам Вильгельм Мюллер,— клюют не только юноши и девушки, но и малые дети». Только диву даешься, как может храм соседствовать с распоясавшимися до преде ла и все более наглеющими греховодниками, как могут уживаться рядом теология и порнография, религия и «дьявольское» ис кусство. Впрочем, известно, что церковь в финансовом отношении зависима от тех же греховных толстосумов. Рыбка золотая И что за народ, эти приезжие из России! Іо им не по нутру, другое не по уму. То им в телепередачах сплошной разврат мере щится, то в красивейших рекламах какую- то порнографию усматривают. Просто не по нимают они современные вкусы, отсталые люди, и только. Ну, так и быть, коль они такие приверед ливые, пусть идут рыбу ловить. Там перед ними чистая водичка, по сторонам — зе лень, в вышине -— синева или тучки. Это как раз для них. Уж там-то наверняка не к чему будет придраться. «Так и быть,— соглашаются россияне.— Побачим, порыбачим». Попутно замечу, что рыбную ловлю тоже рекламируют наперебой, с выдумкой, чер товски интересно. А как мило приглашают, как вежливо зазывают! И, главное, обеща ют удачный улов. Как тут счастья не попы тать? Хоть ты всю жизнь этим промыслом не занимался, все равно против соблазна не устоишь. А уж если ты когда-нибудь рыба чил и знаешь в этом деле толк, тогда тебе карты в руки. Только вот что: шибко не спеши. Прежде всего заруби на носу, что со своим барах лом — разнообразной снастью, в том числе и самодельной удочкой — тебя к водоему и близко не подпустят. А вернее всего бу- / дет, если начнешь с инструкции. Купишь ее, детально изучишь и все, что она предписы вает, до буквочки исполнишь. Заодно приоб ретай стульчик — без него какая рыбалка? Не будешь же весь день на ногах стоять, к тому же он легонький, плетеный, удобный. В том же магазине и корзиночку-мусорницу прихвати — она необходима, в нее бросишь клочки бумаги, консервные банки, пустые бутылки. Опять же о тебе забота: и вокруг тебя чище будет, и себе приятнее, и рыбу му сорным запахом не отпугнешь. Что касается приманки, то и ее, конечно, покупай в том лее магазине, так как согласно рекламе она «самая лучшая», «самая надежная», «самая клевая». Очевидно, ты уже догадался, что владе- лец магазина и хозяин водоема, к которому направляешься удить рыбу,— одно и то же лицо. Ну и хорошо, что догадался. Значит, можешь быть уверенным, что встретят тебя с распростертыми объятиями, примут в семью рыбаков как порядочного, разумного человека. Итак, вооружился ты полностью соответ ствующей рыбацкой амуницией, изучил, как подобает, инструкцию, купил сезонный билет, который стоит сто марок, и теперь ты пол ноценный рыболов, хотя покуда ни единой рыбки в глаза не виделі , -а ухлопал уже со лидную сумму. Короче говоря, ступай к берегу навстречу своему счастью. Но опять же шибко не раз гоняйся. Сначала остановись у будочки пе ред водоемом. Тут хозяин осмотрит твое «барахло», проверит билет, укажет, в каком местечке тебе пристраиваться. Наконец-то услышишь от него елейно-слащавое: «Сча стливой вам рыбалки!» От будочки до желанного берега всего несколько шагов, но их вполне достаточно, чтобы чувствительно тебя огорошить, вернее сказать, нанести первый удар по твоей ры бачьей судьбе: пред тобой, как из-под земли, 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2