Сибирские огни, 1982, № 10

ется на амвоне священник, и по обе сторо­ ны алтаря загораются одинаковые табло с яркими одинаковыми цифрами. Они означа­ ют, на которой стран::це напечатан текст молитвы, которую следует через минуту всем вместе вполголоса прочесть. В проме­ жутках между молитвами звучит органная музыка, сопровождающая пение хора маль­ чиков, но певчих не видно, детские голоса, скорее всего, воспроизводятся в механиче­ ской записи — тоже примета века... Ничего не скажешь: торжественно, чинно, благолепно. Успокаивает, умиротворяет... Возможно, не стоило бы упоминать де­ тали, связанные с богослужением, если во­ круг храма все было бы так' же свято. Но кйк только выходишь из храма божьего под впечатлением увиденного и услышанного, как тут же перед тобой возникает карти­ на — во весь фронтон трехэтажного дома совершенно нагая женщина... И ты, ошара­ шенный, мигом сваливаешься с райских вы­ сот, где только что парил, на грешную землю. Правда, красотка малость завуали­ рована — изображена во время купания в ванне, но ванна из прозрачного стекла, и вода достаточно прозрачна, чтобы соблаз­ нительница демонстрировалась во всем сво­ ем естестве. Что это? Оказывается, реклама, всего-на­ всего расхваливающая новый сорт туалет­ ного мыла, его волшебные, сверхъестествен­ ные свойства. Хозяин моющих средств не один печется о прибыли. У него есть серь­ езные конкуренты, которые предпринимают все возможное, чтобы переплюнуть мыль­ ного торгаша. Это они в многолюдных ме­ стах выставляют свой товарец с кричащими этикетками. Это они в промтоварных мага­ зинах центра города обклеили тумбы со всех пяти сторон рекламой сомнительного свойства. На них красотки примеряют гама­ ши и подвязки, сорочки и мини-юбки... Это те же конкуренты в центральном продмаге «ЭКЦ» устроили свой книжный филиаЛьчик. А товар-то какой!.. Глаза бы не глядели. Вот тебе и святость, и молитвы в храме, н высокий уровень культуры. Господину торгашу наплевать на порядочность, на бла­ гопристойность, на церковные проповеди о безгрешности рая и на всю религию. У него одно мерило ,— ему надо деньгу выколачи­ вать, и ради этого он хоть черта наизнанку вывернет. Как же реагируют на это люди? По-раз­ ному. Люди преклонного возраста проходят мимо, стараясь не замечать греховных изоб­ ражений, или делают вид, что не замечают. Они, пожилые, и составляют ту массу, кото­ рая ищет утешения в храмах. Рассуждают они примерно так: «Ничего не поделаешь, земля грешна...» Что же касается молоде­ жи, то конкуренты-бизнесмены достигают своей цели. Не случайно молодежь стороной обходит церкви. Не видели мы их и в со­ боре. «А на эту пакость,— сетует знакомый нам Вильгельм Мюллер,— клюют не только юноши и девушки, но и малые дети». Только диву даешься, как может храм соседствовать с распоясавшимися до преде­ ла и все более наглеющими греховодниками, как могут уживаться рядом теология и порнография, религия и «дьявольское» ис­ кусство. Впрочем, известно, что церковь в финансовом отношении зависима от тех же греховных толстосумов. Рыбка золотая И что за народ, эти приезжие из России! Іо им не по нутру, другое не по уму. То им в телепередачах сплошной разврат мере­ щится, то в красивейших рекламах какую- то порнографию усматривают. Просто не по­ нимают они современные вкусы, отсталые люди, и только. Ну, так и быть, коль они такие приверед­ ливые, пусть идут рыбу ловить. Там перед ними чистая водичка, по сторонам — зе­ лень, в вышине -— синева или тучки. Это как раз для них. Уж там-то наверняка не к чему будет придраться. «Так и быть,— соглашаются россияне.— Побачим, порыбачим». Попутно замечу, что рыбную ловлю тоже рекламируют наперебой, с выдумкой, чер­ товски интересно. А как мило приглашают, как вежливо зазывают! И, главное, обеща­ ют удачный улов. Как тут счастья не попы­ тать? Хоть ты всю жизнь этим промыслом не занимался, все равно против соблазна не устоишь. А уж если ты когда-нибудь рыба­ чил и знаешь в этом деле толк, тогда тебе карты в руки. Только вот что: шибко не спеши. Прежде всего заруби на носу, что со своим барах­ лом — разнообразной снастью, в том числе и самодельной удочкой — тебя к водоему и близко не подпустят. А вернее всего бу- / дет, если начнешь с инструкции. Купишь ее, детально изучишь и все, что она предписы­ вает, до буквочки исполнишь. Заодно приоб­ ретай стульчик — без него какая рыбалка? Не будешь же весь день на ногах стоять, к тому же он легонький, плетеный, удобный. В том же магазине и корзиночку-мусорницу прихвати — она необходима, в нее бросишь клочки бумаги, консервные банки, пустые бутылки. Опять же о тебе забота: и вокруг тебя чище будет, и себе приятнее, и рыбу му­ сорным запахом не отпугнешь. Что касается приманки, то и ее, конечно, покупай в том лее магазине, так как согласно рекламе она «самая лучшая», «самая надежная», «самая клевая». Очевидно, ты уже догадался, что владе- лец магазина и хозяин водоема, к которому направляешься удить рыбу,— одно и то же лицо. Ну и хорошо, что догадался. Значит, можешь быть уверенным, что встретят тебя с распростертыми объятиями, примут в семью рыбаков как порядочного, разумного человека. Итак, вооружился ты полностью соответ­ ствующей рыбацкой амуницией, изучил, как подобает, инструкцию, купил сезонный билет, который стоит сто марок, и теперь ты пол­ ноценный рыболов, хотя покуда ни единой рыбки в глаза не виделі , -а ухлопал уже со­ лидную сумму. Короче говоря, ступай к берегу навстречу своему счастью. Но опять же шибко не раз­ гоняйся. Сначала остановись у будочки пе­ ред водоемом. Тут хозяин осмотрит твое «барахло», проверит билет, укажет, в каком местечке тебе пристраиваться. Наконец-то услышишь от него елейно-слащавое: «Сча­ стливой вам рыбалки!» От будочки до желанного берега всего несколько шагов, но их вполне достаточно, чтобы чувствительно тебя огорошить, вернее сказать, нанести первый удар по твоей ры­ бачьей судьбе: пред тобой, как из-под земли, 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2