Сибирские огни, 1982, № 10
мое.— крупа, жиры, молочные продукты, хлеб... «Почетное» место в списке отводит ся овощам — берут их в основном на сала ты, пищу, не сходящую со стола. Салат — это салат. А хлеб? Завтрак и ужин — с хлебом, а к обеду — ни крошки. Так заведено: и салаты, и бесхлебица, яко бы, весьма полезное дело с научно-медицин ской точки зрения, от ожирения спасает, фигуру бережет. Так-то оно так. Но ведь можно и хлеба есть досыта, и вместо сала та уплести кусок жареной баранины, за правленной лучком и перчиком, и так же сохранить фигуру, только трудись не ле нись, да со спортом подружись. Откровенно говоря, не имей мы дело.с уважаемыми хозяевами, а, скажем, с обще ственной столовой, мы бы не утерпели: «Вы уж, господа, извините, но нам такое меню не подходит, да и негоже под старость лет желудок обманывать». И еще бы заметили, что нам с этим салатным конвейером все предельно ясно, что он не столько служит сохранению молодости и стройности 'фигу ры, сколько играет роль экономического фактора. Мы бывали в продовольственных магазинах и обратили внимание, что у мест продажи высокосортных, дорогостоящих' продуктов очень и очень редко встретишь покупателя. Не дорогое сливочное масло в ходу, а дешевый комбижир и маргарин, не мясо высокого качества, а паштет или ры бешка. Значит, запасаются не тем, что. по душе, а тем, что по карману. Но как это все высказать?.. Ведь мы были гостями, и такта ради приходилось вести себя дипло матично. К тому же гостеприимные хозяе ва делились всем, чем могли. И все-таки трудно было поверить, что люди, родившиеся и выросшие в ином мире, прожившие там столько лет, могут вдруг от всего привычного, родного отвернуться. На эту тему я обстоятельно побеседовал с уже знакомым земляком Вильгельмом Мил лером.. Говорили без обиняков, как мужчи на с мужчиной. «Знаешь что, браток,— сказал он.— Если уж выразиться от души, то видел бы я все их порядки в гробу, начиная от силоса (так он назвал салаты) и кончая бесхлебным чмоканьем. Но есть тут пара причин, за ставляющих нас плыть по общему течению. Попробуй обедать по-нашенски,— тут же обзовут «бротфрессерами», хлебожорами. Ну, и дети наши, чтобы их не дразнили, просят нас, родителей, мириться с местными традициями. Ну й— чего уж тут мудрить — надо прямо признаться, что капустно салатный баланс вдвое дешевле обходится. Словом, попал в волчью стаю,— вой...» Итак, этот высокий, высокий уровень жизни... Мы привели липіь несколько свой ственных ему черт, но сколько их сверх то го— чуждых нам, непривычных для нас,— трудно сказать. Одно могу утверждать с полной определенностью: нас он не восхи тил. Что Гакое работа? Вопрос несколько странный. Для нас, лю дей, живущих в мире развитого социализма, здесь все предельно ясно. Однако речь идет о мире ином. В 1966 году довелось мне прочесть тро гательное письмо из ФРГ. Эрих Солингер, бывший односельчанин, писал тогда: «Нет, не знали мы до сих пор, что такое работа. Это мы впервые испытываем здесь, у гос_- под-хозяев, испытываем до мозгов... Мой рабочий инструмент — лом, кирка, лопата. Строим — пробиваем дорогу, будь она трижды проклята! Дают нам как спецовку что-то наподобие брезентовых верхонок, но от них к концу второго, от силы третьего дня остаются лохмотья. Можете предста вить, как рукам бедным достается... Да что там руки,— все жилы к вечеру трясутся, по тому что вкалываем весь световой день, не разгибая спины. Здесь, ей-богу, и день мно го длиннее, и солнце ярче палит, чем у нас в Сибири. Пот ручьем льет, глаза выедает, а вытирать его некогда. На перекур време ни не дается — все на ходу да на ходу, так что дым глотаешь вместе с потом, пылью и адским зноем. Боюсь, ослепну, если отсю да не выберусь и другую работу вряд ли найду». Тогда эта исповедь показалась невероят ной. Ведь Эрих в совершенстве владел то карным и столярным, плотницким и слесар ным делом, а надо было в страду,— и ком байн, и трактор водил. Словом, мастер на все руки, и вдруг... камни ворочать. Но было именно так, в чем мы теперь могли убедиться воочию. Оказывается, уметь водить трактор или комбайн в ФРГ специальностью не считается. Нет спроса и на токарей, столяров, как и на многие дру гие специальности. «Своих» девать некуда. Так что' скажи спасибо, что тебя на земля ные работы устроили. И попробуй отка жись, тут }ке будешь уволен, да не как-ни будь, а с далеко идущим резонансом. В трудкнижку обязательно запишут, что работа была тебе предоставлена, но ты ею побрезговал, выразил хозяину недовольство, а такое в стране массовой безработицы чревато... Можно недоумевать: у чему в технически высокоразвитой стране ручной труд? Во- первых, техника не всюду применима, а во- вторых, какой бы «мозговитой» она ни бы ла, за нею все равно надо углы-грехи под чищать. А главное — рабсила обходится предпринимателю-хозяину дешевле сложно умных механизмов, расходующих дорого стоящее горючее или не менее дорогую электроэнергию. К тому же рабсила гораз до универсальнее, маневроспособнее, только управляй ею пожестче, соки потуже выжи май. А это в мире капитала умеют... Но неужто на этом дострое свет кли ном сошелся? Нет, не сошелся. Многие зем ляки наши трудятся и на других производ ствах. Клеменс Мерингер строит железобетон ные лестницы, зарабатывает прилично — 1000—1100 марок в месяц. Но какими уси лиями! Из того, что он поведал, приведу одну лишь фразу: «Угробился я за эти три года, остался без рук, вйт-вот уволят...» Элизабет Вибе работает на предприятии по сбору, прессовки и упаковке тряпья. Здесь полегче — ни камней, ни бетона. Правда, в течение всего рабочего дня чи стым воздухом дышать не приходится Сю да тоже идут лишь те, кому больше дева ться некуда. 113 8 Сибирские огни № 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2