Сибирские огни, 1982, № 10
и невзгоды чужбине явно беспредметна. ѵКому не известно, что любой переезд — даже внутри страны, даже из деревни в де ревню — связан с определенными трудно стями. Куда сложнее он для бедного люда. А переселялись из Германии, разумеется, не богачи. В поисках лучшей доли подалась в Россию безземельная крестьянская беднота. Вчитаемся в эти строки: «Тысячи переселенцев умирали в дороге, не выдержав долгого, мучительного пути, голода, болезни. История оставила нам мно гочисленные свидетельства той драматиче ской эпопеи». Речь здесь идет не о переселенцах из-за кордона, а о «крестьянской голытьбе из ев ропейской России», устремившейся в Си бирь, Казахстан, на Восток «в мучительной надежде найти там землю и счастье». Речь идет также «о бездушном, бесчеловечном отношении царских властей к переселен цам», о чем «гневно писали А. П. Чехов, В. Г. Короленко, Г. И. Успенский». Выделенные слова взяты из книги воспо минаний Л, И. Брежнева «Целина». Они с предельной ясностью свидетельствуют о том, во что обходилось нищему люду пере селение при бесчеловечности властей. Привел я эти цитаты не случайно. Если царские власти проявляли жестокость к своему народу, как цржно было ожидать от них гуманности по отношению к бедноте вообще —- будь то «своя» или «чужая»? Переселение крестьян и мелких ремеслен ников из Германии в Россию осуществля лось по двум договорам (манифесту Екате рины II от 22 июля 1773 года и указу Александра I от 20 февраля 1804 года). Как видим, между первым и вторым потоками переселенцев прошло свыше трех десятиле тий — срок более чем достаточный, чтобы прийти к соответствующим выводам. Одна ко правители Германии никаких выводов не сделали. Напротив, зная наперед, каково пришлось соотечественникам на чужбине, они усердно потворствовали дальнейшему их переселению. С чего бы? Лишь бы изба виться от лишних ртов, ,от голи и нищеты? Не только. Скорее всего это происходило и по той причине, что власть имущие в Гер мании заботились о простолюдинах ровно столько же, сколько царские власти о своем народе. И там, и тут лучшие земли принад лежали помещикам, и там, и тут бедноту нещадно эксплуатировали. А сами переселенцы? Почему они все-та ки рисковали? Да потому, что на родине они ровным счетом ничего не имели, были совершенно безземельными, а на новом мес те хоть какой-то клочок да приобретали. Но самое главное заключалось в том, что прибывшие в Россию надеялись избавиться от проклятой эксплуатации. Очутившись в России, на первых порах все они — горемы ки одной судьбы — оказались в равном по ложении. Но вскоре более цепкие и хваткие из числа самих же переселенцев воспользо вались тем, что царский строй порождал эксплуататорский класс, и тысячи семей приезжих, как и их братья — русские крестьяне, подпали под иго паразитов Убедившись, что и здесь тот же волчий закон, многие переселенцы подались за оке ан: в Америку, Аргентину, Канаду — в по исках лучшей доли. Эта попытка имела пе чальный исход: встретив там те же поряд ки, разочарованные европейцы вернулись, 108 Беднота, к какой бы нации она ни принад лежала, стремилась в тот мир, что называ ется царством свободы. Тогда его не су ществовало. Он распахнул свои двери многие годы спустя, в октябре 1917 года. И мы, советские люди, ни в коей мере не в ответе за деяния правителей той России, а тем более г— той Германии. Они натворили, с них и спрос. Закономерен вопрос читателя: почему те ма, на первый взгляд ничего общего не име ющая ни с актуальностью, ни с собственно путевыми заметками, так подробно,осЬеща- ется. Это, вызвано тем, что тема переселен цев используется современными ловкачами- политиканами неспроста. Цменно ее предпосылают увертюрой ко всей истории переселенцев, оказавшихся волею судьбы вне отечества. Этим преследуются опреде ленные и далеко идущие цели. Создавая «историю» переселенцев, прежде всего рису ют ужасающе мрачную картину о первом их знакомстве с суровой чужбиной, чтобы сра зу вызвать глубокое сострадание к «своим» и жгучую'неприязнь к «чужим». В том же духе трактуется и последую щая «история». Тут и соответствующим об разом поданные «факты» о «банде Пугаче ва, грабившей и сжигавшей имущество пе реселенцев», о «разорении в гражданскую войну и при коллективизации», о раскулачи вании и репрессиях в тридцатых годах и, наконец, о «ссылке в Сибирь» в период Оте чественной войны. Нет нужды подробно останавливаться на этих измышлениях «историков». По их ут верждениям выходит, что «банда Пугачева» только тем и занималась, что громила коло нии бедных переселенцев. Что же касается остальных событий, то разговор о них и вовсе беспредметен,' ибо эти события косну лись всей страны и всех национальностей в равной мере. Что же- касается «ссылки в Сибирь», вызванной крайне критической во енной обстановкой, на это имеется точный ответ: виновен фашизм. Не развяжи Гитлер войну, не возник бы и данный вопрос. Как это было В Каргатском районе Новосибирской об ласти редко найдется населенный пункт, в котором вместе с русскими, украинцами, бе лорусами не проживали бы советские граж дане немецкой национальности. Жили и живут и, как говорится, не тужат. Живут, как все, трудятся на благо Родины и рады мирному небу над нею. Горды, что являют ся гражданами страны Октября, что роди лись на земле Ленина, и нет для них земли роднее, чем эта, на всем земном шаре. Есть, однако, исключение. Речь пойдет о немецком населении фер мы Лесной (бывшей Безлюдной) Каргатско- го молсовхоза. Сюда в начале февраля 1946 года прибыло около пятидесяти семей. Уроженцы Киевщины, Николаевской, Одес ской областей, там они и проживали до вой ны. Во время оккупации были насильно уг наны в Германию. После победы над Фашизмом их репатриировали как граждан Старожилы сочувствовали новоселам, де лились чем могли,— ведерком картофеля, крынкой молока... И потеснились — по две’
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2