Сибирские огни, 1982, № 10

машины, как говорит шофер Саша, «отпа­ ла задняя скорость». И потому мы можем ехать только вперед, а разворачиваемся, если найдем достаточно большую площад­ ку, с риском навсегда остаться в сугробе. Донадзе нервничает, однако держит это глубоко в себе и разговаривать предпочита­ ет о делах отвлеченных. О родном ему го­ роде Гагра. О том, как его звали туда на­ чальником дорожно-строительного управле­ ния и как он ездил смотреть на будущее поле деятельности. — Ну и? — Э! — досадливо восклицает Донадзе. — Масштабы — где? Морозы — где? Люди такие, как наши монтажники,— где? В об­ щем, я тогда работал в Сургуте, а после Гагры попросил назначения еще севернее. Тут он замолчал, вышел из машины. Стал: руки в карманах полушубка, полушу­ бок распахнут, свисает длинный вязаный шарф. Лицо начальника мостоотряда меч­ тательно поднято к небу, на котором про­ ступают крупные предутренние звезды. Но Донадзе смотрит не на звезды, а на брига- дира-монтажника, который стоит высоко на южном устое моста и, плавно поводя рука­ вицей, подает сигналы крановщику. Пролет будущего моста зависает над ним, медлен­ но снижается и, наконец, замирает на мес­ те. Монтажник, который стоит наверху, до­ стает из кармана портновский «санти­ метр» и тщательно замеряет зазор между панелями. Что-то ему не нравится. Он вски­ дывает руку. Многотонный пролет легко всплывает вверх. Потом опускается снова. Опять кропотливая «примерка». И -вот я вижу: монтажник повернулся к нам и скре­ стил кисти рук. — Порядок. — Донадзе улыбается и, словно только что заметив, застегивает по­ лушубок. — Поехали на пятьсот шестьдесят девятый, Володя! — говорит он водителю тяжелого «КрАЗа», который только что привез на прицепе этот пролет. — Поезжай спать, Володя. Сколько ты не спал? Двое суток, а? Свое дело ты сделал, Володя. И добавляет, специально для меня: — Владимир Бруснецов, один из лучших водителей девяносто третьего мостоотряда. Бруснецов отворачивает лицо от яркого света прожекторов и недовольно говорит: — Вы спали не больше моего, Валерий Александрович, вы-то что же? — А я свое дело еще не сделал, — груст­ но отвечает Донадзе, и мы садимся в ма­ шину. У моста на пятьсот шестьдесят девятом километре тот же мертвенно-белый свет прожекторов. Те же алмазные искры инея на бетонных устоях и на поднятом в небо пролете. Те же неторопливые, даже замед­ ленные движения монтажников. Стрелки часов показывают, что близится утро. Путе­ укладчик рядом. — У мостовиков — считается — особо опасная работа, — предупреждает мой воп­ рос Донадзе.— Очень ответственная. Даже я, начальник отряда, не имею права его то­ ропить. Он сам знает, как ему работать. — Кто — он? — Анатолий Конвиссар, бригадир. А кра­ новщик— очень опытный крановщик Нико­ лай Коржов. Сейчас они поставят вторую балку, следом этот шкафной блок, и можно будет ехать — мыться, купаться, отсыпать­ 104 ся. Вот и все. Можно считать,— он лукаво оглянулся на путеукладчик,— что мостови­ ки первыми закончили работы по пропуску укладки. — Вторыми, — придирчиво поправляю я. — Первые — гидромеханизаторы. Они еще осенью сдали свои насыпи. — Ну, пускай вторыми,— Донадзе наст­ роен миролюбиво. — Тоже призовое место. Путеукладчик подходил к мосту. А тот, обросший инеем от соединения мороза с теплым дыханием людей и машин, сверкал и переливался, будто и впрямь он был ал­ мазным, этот мост. — ...Тюмень, сообщает корреспондентский пункт... Информация в утренний выпуск: « С е г о д н я н о ч ь ю м о н т а ж н и к и д е в я н о с т о т р е т ь е г о м о с т о о т р я д а т р е с т а « М о с т о с т р о й - 1 1 » з а в е р ш и л и с о о р у ж е н и е м о с т о в н а т р а с ­ с е » . Да-да, только одно-предложение. Два.., Свои новые супермодные очки Олег Ми­ хайлович Шапошник, главный инженер строительства, в северные командировки не брал. Сейчас, то и дело поправляя старень; кие окуляры в черной оправе, он склонился над столом и что-то долго черкал каранда­ шом на бумаге. Умножал и складывал. И чем больше складывал, тем больше мрачнел. • — Не хватает, Виктор Филиппович."- — Не хватает! — начальник строительно­ монтажного поезда номер 522 Виктор Фи­ липпович Горченок, который, навалившись на край стола, внимательно следил за под­ счетами Шапошника, резко выпрямился. Заходил по кабинету. Не хватало звеньев. На крутом обходе моста через таежную речку Альмальяху несколько сцепов не удержались на роли­ ках и полетёли под откос. Их' — отдельно рельсы, отдельно шпалы — тягачами волок­ ли по зимнику в Уренгой; и там бригады монтеров пути Пукиша, Гаврюшина и Тол­ качева вручную укладывали на террито­ рии станции Уренгой. Постоянно, из года в год стройка, одна из важнейших в Западной Сибири, ощуща­ ла нехватку материалов верхнего строения пути. Нередко их удавалось вырвать у Ми­ нистерства путей сообщения, заказчика до­ роги и поставщика всех видов материалов, только в конце года. ' \ Все, что успели к сегодняшнему дню по­ дать в голову стройки звеносборочные базы Нерчина-Яхи, Коголымской, Ханымея и Пурпе,— все на колесах. Все, что могут ус­ петь доставить к сроку, пересчитано. На ба­ зах есть еще звенья. Но трасса, официально еще не существующая, уже забита грузами для геологов, газовиков, нефтяников, стро­ ителей трубопроводов, дорога уже работа­ ет, уже подает грузы для громадного рай­ она освоения. Все у всех запланировано и рассчитано. Как в таком случае провести свои платформы со звеньями, как прота­ щить через заставленные вагонами станции и разъезды? Единственный состав, на кото­ рый так рассчитывали, расцепился на разъ­ езде Хасырей, часть платформы ушла под откос. А те, что удержались на рельсах, оказались по ту сторону расцепа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2