Сибирские огни, 1982, № 10

еще в десятке мест, где требовались лтодя, которые могут сделать чуть-чуть больше, чем остальные. Молозинцы — люди дела. Молозинцы ни­ когда не ставят вопросов, они их решают. У бригады один девиз— вперед! ...Как легко в мерном ночном движении грузовика одна картина сменяет другую... ...Однажды в очень снежную и очень мо­ розную зиму прямо на перегоне сел верто­ лет. Из вертолета вышли двое, одетые не по-таежному. Молозинская бригада, в который раз не дождавшись бульдозера, лопатами расчи­ щала от глубокого снега насыпь перед пу­ теукладчиком. Гости представились: — Секретарь ЦК ВЛКСМ Пастухов. — Секретарь Тюменского обкома комсо­ мола Чеботарев. — Хорошо, что вы прилетели! — бразу отозвался насмешливый голос монтера пути Коли Бурдиянчука.— Нам рабочие руки сегодня вот как нужны. И свободные ло­ патки найдутся.— Чуть помягче добавил.— А то замерзнете в ваших... спецовках. Снег с насыпи так и полетел в обе сторо­ ны. Вскоре и от гостей повалил пар. А хо­ зяева — те давно работали в распахнутых телогрейках. Прощаясь, Б. Н. Пастухов, первый секре­ тарь ЦК комсомола, сказал: — Такую бы бригаду Павке Корчагину, когда он строил узкоколейку в Боярке! Шесть или семь бригад монтеров пути, сменяя друг друга, вели трассу к Уренгою. Но молозинцы среди них на особом поло­ жении: 17 апреля 1976 года на Ленинском субботнике эта бригада построила самый первый километр новой дороги. Тот, кто выбрал их, наверняка имел в виду не толь­ ко уникальный опыт молодежного коллек­ тива, но и верил в его удачливость. Трасса предстояла труднейшая, а удача—хороший товарищ мастерству и самоотверженности. ...Три мерцающих в ночи огонька оконча­ тельно разлепились, обрели материальную принадлежность. Один оказался прожекто­ ром, укрепленным на стреле путеукладчи­ ка. Второй — фарой-искателем сопровож­ дающего бригаду грузовика. А третий — фонарем тепловоза, который привез плат­ формы со звеньями и сейчас уходил в ночь, на разъезд Ямсовей. На Ямсовее, в тридцати километрах юж­ нее, стоял знаменитый молозинский состав. Там часть бригады перегружала рельсовые звенья с обычных платформ на роликовые. Там же был и штаб главного инженера уп­ равления «Тюменьстройпуть» Олега Михай­ ловича Шапошника. Я сказал: тепловоз уходил в ночр... Был только четвертый час пополудни, но здесь, у Полярного круга, уже наступила ночь, нас окружал загустевший, смерзшийся воздух, который, казалось, надо было не вдыхать, а откусывать. Ребята, которые шли сейчас рядом с путеукладчиком, ничуть не напо­ минали тех атлетов, тех красавцев, с каки­ ми я познакомился давным-давно на юге трассы, в белых июньских песках. Низко нахлобученные ушанки. Промазу- ченные телогрейки, полушубки в едких пят­ нах креозота. Толстенные стеганые штаны. Громадные, последних мыслимых размеров, валенки. оит только почерк, рабочий стиль брига­ ды оставался прежним. То же немногослов­ ное управление. То же знание каждым свое­ го маневра. Та же скупая четкость в дви­ жениях и та же стремительность. Все, как в хоккейной команде экстра-класса, играю­ щей в свою игру. И те же белые вспышки улыбок на почерневших от мороза и уста­ лости лицах. — Майнуй! — коротко бросает Паша Борщ, звеньевой. Он заменяет бригадира Молозина, вчера улетевшего в Тюмень на областную партийную конференцию. У Па­ ши — короткая черная бородка, опушен­ ная инеем. Сосульки усов на секунду вздрагивают: — Майнуй! — двадцатипятим етровое звено юзом идет по насыпи. Стеклянно зву­ чат удары металла о металл. — Чуть! — звено встает точно по оси трассы. Еще на 25 метров рельсы ближе к Уренгою. Потом еще двадцать пять. Потом еще. Вот один сцеп, штабель из семи звень­ ев на роликовой тележке, разложен на на­ сыпи. Лебедкой цепляют второй и подтяги­ вают его к путеукладчику. И вдруг выст­ рел! Это лопнул трос. Свиваясь в кольца, он молнией взрывает снежный сугроб. Работа стала. Сразу будто мороз прибавил. Кто- то громко свистит. Володя Молозин, сын бригадира, двадцатилетний монтер пути, в сердцах швыряет под ноги тяжелую сталь­ ную «лапу», которой он вытаскивал косты­ ли из шпалы. Паша Борщ и Юра Земцов, не теряя ни минуты, уже тащат через сугро­ бы обрывки троса и начинают связывать их в узел. Меховые рукавицы мешают. Паша аккуратно прячет их'за отворот ватника и в одних тонких перчатках заправляет в узел пряди лопнувшего троса. Потом,, пока он отогревает руки, узел затягивают лебедкой. — Хорош! — Паша, — спрашиваю я,— ты помнишь, как укладывали первый километр на этой трассе? — Конечно! Хорошая погода была, солн­ це... И снова поползла к Уренгою белая звез­ дочка прожектора. ...Какая теплая рукоятка у этого полево­ го телефона. Как печкаI Диктую: — Н е с м о т р я н а г л у б о к у ю п о л я р н у ю н о ч ь , т е м п ы , с т р о и т е л ь с т в а н е о с л а б е в а ю т . Р а б о ­ т а в е д е т с я п р и с в е т е п р о ж е к т о р а , ф а р т р а к ­ т о р о в и а в т о м о б и л е й . С к а ж д ы м ч а с о м с о ­ к р а щ а е т с я р а с с т о я н и е м е ж д у и д у щ и м и н а ­ в с т р е ч у д р у г д р у г у б р и г а д а м и м о н т е р о в п у ­ т и . Три... — Замеряй! — говорит шоферу Донадзе. — Сколько от путеукладчика до моста? Че­ тыреста метров... И звеньев у путейцев то­ же на четыреста. Значит, не задержим. Не задержим укладку, — Донадзе улыбается. Валерий Александрович Донадзе — на­ чальник мостоотряда № 93. Все мосты се­ верного плеча трассы — его мосты. Сейчас до Уренгоя их осталось только два, не смонтированных. И вот всю ночь на ма­ леньком «ѵазике» мы мотаемся от 569 кило­ метра к 5УЗ-му, потом — обратно. Особен­ но сложно — обратно. На морозе у нашей 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2