Сибирские огни, 1982, № 10
еще в десятке мест, где требовались лтодя, которые могут сделать чуть-чуть больше, чем остальные. Молозинцы — люди дела. Молозинцы ни когда не ставят вопросов, они их решают. У бригады один девиз— вперед! ...Как легко в мерном ночном движении грузовика одна картина сменяет другую... ...Однажды в очень снежную и очень мо розную зиму прямо на перегоне сел верто лет. Из вертолета вышли двое, одетые не по-таежному. Молозинская бригада, в который раз не дождавшись бульдозера, лопатами расчи щала от глубокого снега насыпь перед пу теукладчиком. Гости представились: — Секретарь ЦК ВЛКСМ Пастухов. — Секретарь Тюменского обкома комсо мола Чеботарев. — Хорошо, что вы прилетели! — бразу отозвался насмешливый голос монтера пути Коли Бурдиянчука.— Нам рабочие руки сегодня вот как нужны. И свободные ло патки найдутся.— Чуть помягче добавил.— А то замерзнете в ваших... спецовках. Снег с насыпи так и полетел в обе сторо ны. Вскоре и от гостей повалил пар. А хо зяева — те давно работали в распахнутых телогрейках. Прощаясь, Б. Н. Пастухов, первый секре тарь ЦК комсомола, сказал: — Такую бы бригаду Павке Корчагину, когда он строил узкоколейку в Боярке! Шесть или семь бригад монтеров пути, сменяя друг друга, вели трассу к Уренгою. Но молозинцы среди них на особом поло жении: 17 апреля 1976 года на Ленинском субботнике эта бригада построила самый первый километр новой дороги. Тот, кто выбрал их, наверняка имел в виду не толь ко уникальный опыт молодежного коллек тива, но и верил в его удачливость. Трасса предстояла труднейшая, а удача—хороший товарищ мастерству и самоотверженности. ...Три мерцающих в ночи огонька оконча тельно разлепились, обрели материальную принадлежность. Один оказался прожекто ром, укрепленным на стреле путеукладчи ка. Второй — фарой-искателем сопровож дающего бригаду грузовика. А третий — фонарем тепловоза, который привез плат формы со звеньями и сейчас уходил в ночь, на разъезд Ямсовей. На Ямсовее, в тридцати километрах юж нее, стоял знаменитый молозинский состав. Там часть бригады перегружала рельсовые звенья с обычных платформ на роликовые. Там же был и штаб главного инженера уп равления «Тюменьстройпуть» Олега Михай ловича Шапошника. Я сказал: тепловоз уходил в ночр... Был только четвертый час пополудни, но здесь, у Полярного круга, уже наступила ночь, нас окружал загустевший, смерзшийся воздух, который, казалось, надо было не вдыхать, а откусывать. Ребята, которые шли сейчас рядом с путеукладчиком, ничуть не напо минали тех атлетов, тех красавцев, с каки ми я познакомился давным-давно на юге трассы, в белых июньских песках. Низко нахлобученные ушанки. Промазу- ченные телогрейки, полушубки в едких пят нах креозота. Толстенные стеганые штаны. Громадные, последних мыслимых размеров, валенки. оит только почерк, рабочий стиль брига ды оставался прежним. То же немногослов ное управление. То же знание каждым свое го маневра. Та же скупая четкость в дви жениях и та же стремительность. Все, как в хоккейной команде экстра-класса, играю щей в свою игру. И те же белые вспышки улыбок на почерневших от мороза и уста лости лицах. — Майнуй! — коротко бросает Паша Борщ, звеньевой. Он заменяет бригадира Молозина, вчера улетевшего в Тюмень на областную партийную конференцию. У Па ши — короткая черная бородка, опушен ная инеем. Сосульки усов на секунду вздрагивают: — Майнуй! — двадцатипятим етровое звено юзом идет по насыпи. Стеклянно зву чат удары металла о металл. — Чуть! — звено встает точно по оси трассы. Еще на 25 метров рельсы ближе к Уренгою. Потом еще двадцать пять. Потом еще. Вот один сцеп, штабель из семи звень ев на роликовой тележке, разложен на на сыпи. Лебедкой цепляют второй и подтяги вают его к путеукладчику. И вдруг выст рел! Это лопнул трос. Свиваясь в кольца, он молнией взрывает снежный сугроб. Работа стала. Сразу будто мороз прибавил. Кто- то громко свистит. Володя Молозин, сын бригадира, двадцатилетний монтер пути, в сердцах швыряет под ноги тяжелую сталь ную «лапу», которой он вытаскивал косты ли из шпалы. Паша Борщ и Юра Земцов, не теряя ни минуты, уже тащат через сугро бы обрывки троса и начинают связывать их в узел. Меховые рукавицы мешают. Паша аккуратно прячет их'за отворот ватника и в одних тонких перчатках заправляет в узел пряди лопнувшего троса. Потом,, пока он отогревает руки, узел затягивают лебедкой. — Хорош! — Паша, — спрашиваю я,— ты помнишь, как укладывали первый километр на этой трассе? — Конечно! Хорошая погода была, солн це... И снова поползла к Уренгою белая звез дочка прожектора. ...Какая теплая рукоятка у этого полево го телефона. Как печкаI Диктую: — Н е с м о т р я н а г л у б о к у ю п о л я р н у ю н о ч ь , т е м п ы , с т р о и т е л ь с т в а н е о с л а б е в а ю т . Р а б о т а в е д е т с я п р и с в е т е п р о ж е к т о р а , ф а р т р а к т о р о в и а в т о м о б и л е й . С к а ж д ы м ч а с о м с о к р а щ а е т с я р а с с т о я н и е м е ж д у и д у щ и м и н а в с т р е ч у д р у г д р у г у б р и г а д а м и м о н т е р о в п у т и . Три... — Замеряй! — говорит шоферу Донадзе. — Сколько от путеукладчика до моста? Че тыреста метров... И звеньев у путейцев то же на четыреста. Значит, не задержим. Не задержим укладку, — Донадзе улыбается. Валерий Александрович Донадзе — на чальник мостоотряда № 93. Все мосты се верного плеча трассы — его мосты. Сейчас до Уренгоя их осталось только два, не смонтированных. И вот всю ночь на ма леньком «ѵазике» мы мотаемся от 569 кило метра к 5УЗ-му, потом — обратно. Особен но сложно — обратно. На морозе у нашей 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2