Сибирские огни, 1982, № 10
ном месте поставили «Репортаж из будуще го». Не очень далекого будущего: пять лет назад мы писали о сегодняшнем вечере, о том, как бригада Молозина «укладывает» последние рельсы перед станцией Уренгой. Не знаю, как это получилось, но мы уга дали. Пусть мы не предвидели, что за пяти летие Виктор Васильевич Молозин станет Героем Социалистического Труда, что он с отличием закончит техникум, что именно его бригада начнет новую трассу от Сургу та на Уренгой, о которой в то время ходи ло столько разговоров. Но главное содер жание «репортажа» совпало. Не верите,— возьмите номер газетц «Тюменский комсо молец» за 1 января 1976 года и убедитесь в этом. Я хочу рассказать об этом Челтыгмаше- ву, но он, протестующе качнув в мою сто рону взлохмаченной черной головой, упря мо долбит в эфир: — Сургут... Сургут... Сургут. И вдруг обрадованно: ■— Сургут! Кто? Таня? Челтыгмашев го ворит. Быстренько Тюмень мне. И пусть никто не подключается. Информация для радио... Он сует мне маленькую, словно обгры зенную, трубку полевого телефона. — Тюмень! — я называю номер телефона редакции последних известий. Телефон от вечает мгновенно, — Не кричи,— трогает меня за плечо Челтыгмашев.— Спокойно говори. Лучше слышно будет. Я начинаю диктовать: — С о о б щ а е т к о р р е с п о н д е н т с к и й п у н к т н а с т р о и т е л ь с т в е ж е л е з н о й д о р о г и С у р г у т — У р е н г о й . С е г о д н я п у т е й ц ы . М о л о з и н а и з с т р о и т е л ь н о - м о н т а ж н о г о п о е з д а н о м е р 5 2 2 п о д о ш л и к м о с т у н а 5 6 5 к и л о м е т р е . Т е п е р ь у к л а д к у с д е р ж и в а ю т т о л ь к о м о с т ы . Д о в х о д н ы х с т р е л о к с т а н ц и и У р е н г о й о с т а л о с ь р о в н о д е с я т ь к и л о м е т р о в . . . Я слышу утвердительное «так» после каждой паузы. У меня в руке тоненький кончик нити, которая пересекает почти всю Тюменскую область с северо-востока на юго-запад. Полторы тысячи километров в этой нити. К ней подключены станции, по селки, молодые города, выросшие вдоль трассы, которая за пятнадцать лет прошла через тюменские болота, через тайгу и реки к самому Полярному кругу. Но как не обыкновенно тихо на линии, ни голосов, ни треска аппаратов. Мне на секунду стано вится не по себе — как будто вся стройка слушает эти четыре предложения, словно придирчиво проверяет их перед выходом в эфир. Четыре... — Долго ты еще? — в дверь старательно протицкивается Владимир Волчок. На ра диостанции нас и так трое — телефонистка Люда, начальник связи Геннадий Николае вич Челтыгмашев и я. Волчку войти неку да. Да и незачем. Он зашел за мной. Пора ехать на трассу, на укладку. — Поехали. Ужин ребятам стынет. Пять лет назад, когда мы познакомились с Волчком, он был монтером пути и комсор гом в этой самой бригаде Молозина. Здесь 102 стал лауреатом премии Ленинского комсо мола, одним из первых в Тюменской обла сти, недавно избран председателем построй- кома строительно-монтажного поезда. У ног Володи — исходящий паром бачок с ужином для молозинцев. Еле втискиваем кастрюлю в кабину грузовика, влезаем сами. Водитель ставит громадный валенок на ак селератор, и «Урал», скрипнув колесами по снегу, уходит в никуда. Туманная, мороз ная, декабрьская приполярная ночь глотает нас. Узкая полоска зимника. Разбитый в пыль снег. Резкие повороты — свет фар, бегущий по зимнику, на миг теряет колею и повисает в воздухе, растворяется в мертвой, застыв шей тундре. Колеса сами, без помощи води теля, держатся в глубокой колее, с хрустом перемалывая снег. Лобовое стекло букваль но на глазах обмерзает ледком... Наконец, в самом центре стекла вспыхи вает дрожащая звездочка. Потом она рас падается на три огонька. Они покачивают ся передо мной в черноте ночи, Убаюкива ют... И я вижу... ...Железнодорожный мост. Сразу за ним высокая насыпь. Белый-белый песок, как в фильме «Белое солнце пустыни». Безлюдье. На песке — угольно-черные шпалы и рель сы. Вертолет, который высадил нас на старой площадке, улетел, и тогда мы услышали вдалеке гулкие удары. Увязая в песке, по шли на звук. За поворотом открылась це почка вагонов с балластом и фигурки лю дей. Бригада Героя Социалистического Труда Виктора Васильевича Молозина вела выправку пути. Солнце плавится в небе. Белый песок слепит глаза. Три десятка парней работают на насыпи, слаженно повинуйсь скупым командам бригадира. — Чуть! — и стальное полотно, беско нечное, многотонное, невесомо скользит по насыпи, «становясь на ось» трассы. — Вперед! — бригада, подобрав ломы, занимает новук/позицию. — Чуть! — и следующее звено «становит ся на ось», рельсы вытягиваются в две пря мые струны. Здесь, в тайге, тяжелейшая эта работа делается вручную. Но делается красиво. Делается без малейшего напряже ния, легко, даже изящно. У парней — атле тические фигуры. Белозубые улыбки. Каж дое движение скупо и пластично, потому что отработано за годы, в течение которых бригада монтеров пути Виктора Молозина идет от Тюмени к Уренгою. У бригады масса титулов. Много офици альных — комсомольско-молодежная, ком мунистического труда, имени XXV съезда партии. Еще более — неофициальных, из которых чаще всего употребляется вот этот — «десантники». И в самом деле, чуть где на стройке случается заминка, как на бли жайшем к этой заминке разъезде появляет ся разношерстный железнодорожный сос тав, словно из фильмов о гражданской вой не. В составе перемешаны теплушки, класс ные вагоны и открытые платформы с жи лыми балками, на одной платформе — ба ня, на другой — электростанция, на треть ей — столовая, дальше — емкость с диз топливом... Так было на станции Коголымская, так было под Ханымеем, так было в Лурпе и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2