Сибирские огни, 1982, № 10

ном месте поставили «Репортаж из будуще­ го». Не очень далекого будущего: пять лет назад мы писали о сегодняшнем вечере, о том, как бригада Молозина «укладывает» последние рельсы перед станцией Уренгой. Не знаю, как это получилось, но мы уга­ дали. Пусть мы не предвидели, что за пяти­ летие Виктор Васильевич Молозин станет Героем Социалистического Труда, что он с отличием закончит техникум, что именно его бригада начнет новую трассу от Сургу­ та на Уренгой, о которой в то время ходи­ ло столько разговоров. Но главное содер­ жание «репортажа» совпало. Не верите,— возьмите номер газетц «Тюменский комсо­ молец» за 1 января 1976 года и убедитесь в этом. Я хочу рассказать об этом Челтыгмаше- ву, но он, протестующе качнув в мою сто­ рону взлохмаченной черной головой, упря­ мо долбит в эфир: — Сургут... Сургут... Сургут. И вдруг обрадованно: ■— Сургут! Кто? Таня? Челтыгмашев го­ ворит. Быстренько Тюмень мне. И пусть никто не подключается. Информация для радио... Он сует мне маленькую, словно обгры­ зенную, трубку полевого телефона. — Тюмень! — я называю номер телефона редакции последних известий. Телефон от­ вечает мгновенно, — Не кричи,— трогает меня за плечо Челтыгмашев.— Спокойно говори. Лучше слышно будет. Я начинаю диктовать: — С о о б щ а е т к о р р е с п о н д е н т с к и й п у н к т н а с т р о и т е л ь с т в е ж е л е з н о й д о р о г и С у р г у т — У р е н г о й . С е г о д н я п у т е й ц ы . М о л о з и н а и з с т р о и т е л ь н о - м о н т а ж н о г о п о е з д а н о м е р 5 2 2 п о д о ш л и к м о с т у н а 5 6 5 к и л о м е т р е . Т е п е р ь у к л а д к у с д е р ж и в а ю т т о л ь к о м о с т ы . Д о в х о д н ы х с т р е л о к с т а н ц и и У р е н г о й о с т а л о с ь р о в н о д е с я т ь к и л о м е т р о в . . . Я слышу утвердительное «так» после каждой паузы. У меня в руке тоненький кончик нити, которая пересекает почти всю Тюменскую область с северо-востока на юго-запад. Полторы тысячи километров в этой нити. К ней подключены станции, по­ селки, молодые города, выросшие вдоль трассы, которая за пятнадцать лет прошла через тюменские болота, через тайгу и реки к самому Полярному кругу. Но как не­ обыкновенно тихо на линии, ни голосов, ни треска аппаратов. Мне на секунду стано­ вится не по себе — как будто вся стройка слушает эти четыре предложения, словно придирчиво проверяет их перед выходом в эфир. Четыре... — Долго ты еще? — в дверь старательно протицкивается Владимир Волчок. На ра­ диостанции нас и так трое — телефонистка Люда, начальник связи Геннадий Николае­ вич Челтыгмашев и я. Волчку войти неку­ да. Да и незачем. Он зашел за мной. Пора ехать на трассу, на укладку. — Поехали. Ужин ребятам стынет. Пять лет назад, когда мы познакомились с Волчком, он был монтером пути и комсор­ гом в этой самой бригаде Молозина. Здесь 102 стал лауреатом премии Ленинского комсо­ мола, одним из первых в Тюменской обла­ сти, недавно избран председателем построй- кома строительно-монтажного поезда. У ног Володи — исходящий паром бачок с ужином для молозинцев. Еле втискиваем кастрюлю в кабину грузовика, влезаем сами. Водитель ставит громадный валенок на ак­ селератор, и «Урал», скрипнув колесами по снегу, уходит в никуда. Туманная, мороз­ ная, декабрьская приполярная ночь глотает нас. Узкая полоска зимника. Разбитый в пыль снег. Резкие повороты — свет фар, бегущий по зимнику, на миг теряет колею и повисает в воздухе, растворяется в мертвой, застыв­ шей тундре. Колеса сами, без помощи води­ теля, держатся в глубокой колее, с хрустом перемалывая снег. Лобовое стекло букваль­ но на глазах обмерзает ледком... Наконец, в самом центре стекла вспыхи­ вает дрожащая звездочка. Потом она рас­ падается на три огонька. Они покачивают­ ся передо мной в черноте ночи, Убаюкива­ ют... И я вижу... ...Железнодорожный мост. Сразу за ним высокая насыпь. Белый-белый песок, как в фильме «Белое солнце пустыни». Безлюдье. На песке — угольно-черные шпалы и рель­ сы. Вертолет, который высадил нас на старой площадке, улетел, и тогда мы услышали вдалеке гулкие удары. Увязая в песке, по­ шли на звук. За поворотом открылась це­ почка вагонов с балластом и фигурки лю­ дей. Бригада Героя Социалистического Труда Виктора Васильевича Молозина вела выправку пути. Солнце плавится в небе. Белый песок слепит глаза. Три десятка парней работают на насыпи, слаженно повинуйсь скупым командам бригадира. — Чуть! — и стальное полотно, беско­ нечное, многотонное, невесомо скользит по насыпи, «становясь на ось» трассы. — Вперед! — бригада, подобрав ломы, занимает новук/позицию. — Чуть! — и следующее звено «становит­ ся на ось», рельсы вытягиваются в две пря­ мые струны. Здесь, в тайге, тяжелейшая эта работа делается вручную. Но делается красиво. Делается без малейшего напряже­ ния, легко, даже изящно. У парней — атле­ тические фигуры. Белозубые улыбки. Каж­ дое движение скупо и пластично, потому что отработано за годы, в течение которых бригада монтеров пути Виктора Молозина идет от Тюмени к Уренгою. У бригады масса титулов. Много офици­ альных — комсомольско-молодежная, ком­ мунистического труда, имени XXV съезда партии. Еще более — неофициальных, из которых чаще всего употребляется вот этот — «десантники». И в самом деле, чуть где на стройке случается заминка, как на бли­ жайшем к этой заминке разъезде появляет­ ся разношерстный железнодорожный сос­ тав, словно из фильмов о гражданской вой­ не. В составе перемешаны теплушки, класс­ ные вагоны и открытые платформы с жи­ лыми балками, на одной платформе — ба­ ня, на другой — электростанция, на треть­ ей — столовая, дальше — емкость с диз­ топливом... Так было на станции Коголымская, так было под Ханымеем, так было в Лурпе и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2