Сибирские огни, 1982, № 9

ных кинофестивалях, в том числе и между­ народных. Так, на XXXV Международном кинофестивале в Италии вторым призом «Серебряный тур» был отмечен фильм ре­ жиссера Валерия Клабукова «Олимпийский прицел» — о двукратной чемпионке Олим­ пийских игр, гимнастке из Новокузнецка Маше Филатовой. Этот же фильм получил премию Гран-при на Международном кино­ фестивале в Будапеште и отмечался дипло­ мами на всесоюзных кинофестивалях. Глав­ ного приза «Хрустальная ваза» на Между­ народном кинофестивале в Чехословакии был удостоен фильм режиссера Евгении Мордохович «Сокровища Севера России». Фильм «Пока есть кедр» — режиссера Ва­ лерия Клабукова удостоен первой премии на недавно проходившем конкурсе в городе Воронеже. На различных кинофестивалях отмечались фильмы кинодокументалистов о сибирских ученых, авиаторах, хлеборобах и машиностроителях. Об интересных делах, о проблемах в Новосибирской, Кемеровской, Томской, Ом­ ской и других областях, а также в Алтай­ ском крае мы постоянно- узнаем, когда смотрим киножурнал «Сибирь на экране». Многие люди по нескольку раз ходили смотреть киножурнал, посвященный жизни и творческой работе лауреата Ленинской премии, писателя, кинорежиссера, актера Василия Макаровича Шу кшин а э т о т жур­ нал был также создан на Западно-Сибир­ ской студии кинохроники, в нем использо­ ваны эпизоды съемок Шукшиным извест­ ного фильма «Печки-лавочки». Съемки велись недалеко от алтайского села Срост­ ки — родины писателя. Рассказать правду о великих преобразо­ ваниях на Сибирской земле, о пафосе со­ зидательной деятельности сибиряков — та­ кую цель ставят перед собой западноси­ бирские кинодокументалисты. Создавая кинолетопись, они работают рука об руку с сибирскими писателями и журналистами. Эта связь началась еще в то время, когда в 1924 году по сценарию сибирского писа­ теля Владимира Зазубрина, автора первого советского романа «Два мира», в Новоси­ бирске был снят игровой фильм «Красный газ». Многие годы с Западно-Сибирской сту­ дией кинохроники сотрудничал старейший новосибирский писатель Александр Павло­ вич Куликов. Начиная с 30-х годов, по его . сценариям были сняты документальные фильмы «В боях рожденный», «Горная Шо­ рня», «В степи Барабинской», «Город ме­ таллургов», «Рыбаки Сибири» и другие. Им написано много текстов для журналов кинохроники. Снятый Сергеем Хмелевым по сценарию Александра Куликова фильм «Город металлургов» в 1938 году демонст­ рировался на Всемирной выставке, прохо- . дившей в Нью-Йорке. С киностудией поддерживают творче­ скую связь литераторы, живущие сегодня в Новосибирске: Геннадий Падерин, Виталий Зеленский, Давид Константиновский, Ни­ колай Мейсак, Александр Метелица, Абрам Китайник. Вопросы творческого поиска, творческой перспективы занимают главное место в сборнике «Наш товарищ— кино», изданном в Новосибирске в связи с 50-летием кино­ студии. Авторы сборника высказывают раз­ ные точки зрения на работу режиссеров и кинооператоров, обсуждают разнообразие творческих почерков, индивидуальных при­ емов работы. Надо полагать, что сборник будет с ин­ тересом встречен теми, кто связал или со­ бирается связать свою судьбу с кинемато­ графом, он порадует многочисленных дру­ зей и почитателей документального кино. В. КРЕЩИК Александр Родионов. Чистодеревщики. Бар­ наул, Алтайское кн. изд-во, 1981. «Я смотрю на карту Алтая, на ветвя­ щуюся в предгорьях Обь: она так похожа на мощное древо, достигающее ветвями вы­ соты белых ледников. Время вырастило си­ нее древо реки, время наделило его спо­ собностью плодоносить. И плоды его — это гроздья деревень на синих ветках! ...Хотелось взобраться под самую верши­ ну обского древа и рассмотреть среди мо­ лодых плодов старые, еще не утратившие жизненный сок, хотелось увидеть, с чего начинались русские деревни на Алтае, как украшались они деревянной резьбой, хоте­ лось встретить старых плотников и резчи­ ков, в чьих руках оживало узорами дере­ во. И, увидев, не остаться наедине с кра­ сотой резьбы, а рассказать о ней». Именно так — безыскусственно, просто, от малого к большому и построена эта кни­ га. В ней органично слились путевые рас­ сказы, комментарии к ним, воспоминания и экскурсы в историю, размышления, поэ­ тические описания алтайских сел и горо­ дов... Одна история, одна мысль естествен­ но рождают другую, складываясь в кра­ сочное повествование. На лучших своих страницах повествование это наполнено звуками, красками, согрето теплотой и лю­ бовью... Вот рассказ о Борисе Хатмиевиче Кади- кове, археологе, которому посчастливилось обнаружить неизвестные до того на Алтае наскальные рунические надписи. Но Кади- ков еще и страстный краевед — не только по должности (он является директором Бийского краеведческого музея), но и по пристрастиям, по складу характера, по при­ званию. Не случайно именно от Кадикова ниточки повествования тянутся дальше — к знатокам и хранителям народного искус­ ства, мастерам-резчикам: И. Е. Селиверстову, П. Я- Иванову, П. Ф. Сухомясову и дру­ гим. И оживает история бийской иконостас­ ной мастерской Архипа Борзенкова, кото­ рая до революции насчитывала около пя­ тидесяти столяров, живописцев, плотников, резчиков. Они-то, эти народные умельцы, и обукрасили резьбой многие деревянные до­ ма в Бийске, в Барнауле, в селах и посел­ ках края. Благодаря им орнамент церков­ ных интерьеров был вынесен на улицу. Но это лишь один из мотивов теремной резьбы. Мифы и легенды языческих наро­ дов подсказали умельцам и другие рисунки: солнечные знаки, изображения коней, вле­ кущих светило по небосклону... При этом красота оказалась выше религиозных пред­ ставлений. Из глубины тысячелетий она до­ несла к нам не сами верования, а лишь эхо. Утратив свою религиозную конкретность, 173

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2