Сибирские огни, 1982, № 9
вкладывает в заботы о тех, кого отстраняет само время. Сергей особенно недоумевает: как может пребывать на должности руководителя че ловек без авторитета? А Андрей действительно не знает, как приступить к новому делу. Как руководи тель на первых порах он беспомощен. «Я знаю, что значит хорошо работать на участке... А тут как в тумане. Я не пова рился в управленческой каше, не прошел всех ступеней руководства». В. Жигалкин пристально прослеживает становление нового начальника управления, движение рядового инженера от начальни ка участка до крупного руководителя про изводства и показывает, когда и как начи нается характер руководителя и где руково дители проходят свои «академии». Автор наглядно показал, что значит для каждого из спорящих авторитет: авторитет, где главенствуют личная престижность, ко рысть, мундир, и авторитет, основанный на гуманных усилиях и высоком чувстве са мосознания. Только вооруженный этими стремлениями человек приобретает силу. В небольшой повести автору удалось от разить в век научно-технической революции формацию нового поколения руководителей, различный подход к ведению производ ственных дел и новые наметившиеся тен денции поведения. Он показал, что в руко водстве производством люди, занимающие высокие посты, вносят нормы высокого нравственного порядка, но иногда приходят к этим постам люди безответственные пе ред людьми и будущим. Виталий Жигалкин о производстве, скрытых тонкостях управления сложными хозяйствами знает не понаслышке: несколь ко лет он сам был руководителем большого производственного управления в Сибири. Вот это доскональное знание всех тонкос тей управленческого дела и привлекает читательское внимание к произведениям молодого писателя. В повести есть страницы лирические, по вествующие и о сложных взаимоотноше ниях Андрея с женой, и о том, что живет в городе любимая им женщина Таня, ода ривающая его теплом, уютом, чуткостью и интеллектуальным участием в его жизни. После прочтения его книги возникает ощу щение, что Жигалкин подготовлен нести глубокую информацию о механизме произ водственных взаимосвязей — здесь знания его глубоки и убедительны. Но... и это тоже необходимо отметить, стоит ему переклю чить сюжет повести на семейные взаимоот ношения, творческая прозорливость его сла беет. В. Жигалкин — литератор, серьезно ду мающий о жизни. Понять поиски своего места молодым современником в бурной действительности— вот основная цель его творческих устремлений. ' И устремления эти в новой повести реализовались успешно. В. К О Н Ь Я К О В Наш товарищ — кино. С о стави тел ь В. И. Р о м анов. Н ово си би рск, Зап .-С и б . кн. изд-во, 1981. Книга «Наш товарищ — кино» — явление примечательное. Это коллективный сборник, 172 авторами которого являются не только ра ботники Западно-Сибирской студии кино хроники, но и кинозрители, герои фильмов, те, для кого отдают свой талант киноре жиссеры, сценаристы, кинооператоры, все члены большого творческого коллектива. Невозможно перечислить события, к ко торым обращались сибирские кинодокумен талисты на протяжении многих лет — они запечатлели создание Кузнецкого металлур гического комбината и города Новокузнец ка, строительство новосибирского завода «Сибкомбайн», поиск и разработку сибир ской нефти, сооружение в труднопроходи мых условиях стальных магистралей. На кинопленке запечатлена и история столицы Сибири — города Новосибирска. За многие годы созданы киносюжеты о героическом труде сибирских шахтеров, ме таллургов, полярников, хлеборобов. Кино документалисты постоянно рассказывали о культурной жизни сибиряков — деятелях науки, искусства, литературы. Кинооперато ры студии одними из первых побывали в Заполярье — на Диксоне и Таймыре. Они сняли эпизоды из жизни авиаторов, метео рологов, моряков, других покорителей су ровых северных пространств. В трудные годы Великой Отечественной войны многие кинодокументалисты с ору жием в руках защищали честь и свободу на шей Родины. На фронт ушли режиссеры Гребенкин, Цветков, оператор Евгений Ка чин, заместитель директора студии Алек сандр Быстров. В эти дни наш народ отме чает 40-летие битвы за Москву. Хорошо из вестен большой вклад сибиряков в защиту столицы нашей Родины. На полях сраже ний в Подмосковье погиб и кинооператор Западно-Сибирской студии кинохроники Андрей Сергеевич Тарбеев. Среди фамилий фронтовых операторов, материалы которых использованы в киноэпопее «Великая Оте чественная», в траурной рамке помещена фамилия Быстрова. Александр Васильевич Быстров, заместитель директора студии, пал смертью храбрых в боях за Крым. Во вступительной статье к. книге «Наш товарищ — кино» директор Западно-Си бирской студии кинохроники, кинорежиссер Анна Мамонтова пишет: «Мы помним и продолжаем традиции лучших режиссеров и кинооператоров студии, таких, как Хме лев, Гребенкин, Сухомлинов, Самуцевич, Лукацкий, Цветков,— каждый из них внес в кинолетопись Сибири частицу своего тру да и таланта». А говоря об особенностях работы кинодокументалистов, она замеча ет: «Я уверена в одном: без риска и му жества в нашей-профессии не обойтись. Риска и мужества в буквальном смысле»... Конечно, смелость кинодокументалистам нужна не только в преодолении физиче ских трудностей, нужна еще и творческая смелость в постановке сложных вопросов нашей жизни. Сегодня на киностудии все чаще и чаще создаются фильмы проблем ные, в которых затрагиваются острые, жи вотрепещущие стороны современной дейст вительности. Многие режиссеры отдают свой талант і^инопублицистике. О результатах творческих поисков си бирских кинодокументалистов говорит и тот факт, что многие фильмы Западно-Си бирской студии кинохроники не раз отме чались дипломами и премиями на различ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2