Сибирские огни, 1982, № 9

вкладывает в заботы о тех, кого отстраняет само время. Сергей особенно недоумевает: как может пребывать на должности руководителя че­ ловек без авторитета? А Андрей действительно не знает, как приступить к новому делу. Как руководи­ тель на первых порах он беспомощен. «Я знаю, что значит хорошо работать на участке... А тут как в тумане. Я не пова­ рился в управленческой каше, не прошел всех ступеней руководства». В. Жигалкин пристально прослеживает становление нового начальника управления, движение рядового инженера от начальни­ ка участка до крупного руководителя про­ изводства и показывает, когда и как начи­ нается характер руководителя и где руково­ дители проходят свои «академии». Автор наглядно показал, что значит для каждого из спорящих авторитет: авторитет, где главенствуют личная престижность, ко­ рысть, мундир, и авторитет, основанный на гуманных усилиях и высоком чувстве са­ мосознания. Только вооруженный этими стремлениями человек приобретает силу. В небольшой повести автору удалось от­ разить в век научно-технической революции формацию нового поколения руководителей, различный подход к ведению производ­ ственных дел и новые наметившиеся тен­ денции поведения. Он показал, что в руко­ водстве производством люди, занимающие высокие посты, вносят нормы высокого нравственного порядка, но иногда приходят к этим постам люди безответственные пе­ ред людьми и будущим. Виталий Жигалкин о производстве, скрытых тонкостях управления сложными хозяйствами знает не понаслышке: несколь­ ко лет он сам был руководителем большого производственного управления в Сибири. Вот это доскональное знание всех тонкос­ тей управленческого дела и привлекает читательское внимание к произведениям молодого писателя. В повести есть страницы лирические, по­ вествующие и о сложных взаимоотноше­ ниях Андрея с женой, и о том, что живет в городе любимая им женщина Таня, ода­ ривающая его теплом, уютом, чуткостью и интеллектуальным участием в его жизни. После прочтения его книги возникает ощу­ щение, что Жигалкин подготовлен нести глубокую информацию о механизме произ­ водственных взаимосвязей — здесь знания его глубоки и убедительны. Но... и это тоже необходимо отметить, стоит ему переклю­ чить сюжет повести на семейные взаимоот­ ношения, творческая прозорливость его сла­ беет. В. Жигалкин — литератор, серьезно ду­ мающий о жизни. Понять поиски своего места молодым современником в бурной действительности— вот основная цель его творческих устремлений. ' И устремления эти в новой повести реализовались успешно. В. К О Н Ь Я К О В Наш товарищ — кино. С о стави тел ь В. И. Р о­ м анов. Н ово си би рск, Зап .-С и б . кн. изд-во, 1981. Книга «Наш товарищ — кино» — явление примечательное. Это коллективный сборник, 172 авторами которого являются не только ра­ ботники Западно-Сибирской студии кино­ хроники, но и кинозрители, герои фильмов, те, для кого отдают свой талант киноре­ жиссеры, сценаристы, кинооператоры, все члены большого творческого коллектива. Невозможно перечислить события, к ко­ торым обращались сибирские кинодокумен­ талисты на протяжении многих лет — они запечатлели создание Кузнецкого металлур­ гического комбината и города Новокузнец­ ка, строительство новосибирского завода «Сибкомбайн», поиск и разработку сибир­ ской нефти, сооружение в труднопроходи­ мых условиях стальных магистралей. На кинопленке запечатлена и история столицы Сибири — города Новосибирска. За многие годы созданы киносюжеты о героическом труде сибирских шахтеров, ме­ таллургов, полярников, хлеборобов. Кино­ документалисты постоянно рассказывали о культурной жизни сибиряков — деятелях науки, искусства, литературы. Кинооперато­ ры студии одними из первых побывали в Заполярье — на Диксоне и Таймыре. Они сняли эпизоды из жизни авиаторов, метео­ рологов, моряков, других покорителей су­ ровых северных пространств. В трудные годы Великой Отечественной войны многие кинодокументалисты с ору­ жием в руках защищали честь и свободу на­ шей Родины. На фронт ушли режиссеры Гребенкин, Цветков, оператор Евгений Ка­ чин, заместитель директора студии Алек­ сандр Быстров. В эти дни наш народ отме­ чает 40-летие битвы за Москву. Хорошо из­ вестен большой вклад сибиряков в защиту столицы нашей Родины. На полях сраже­ ний в Подмосковье погиб и кинооператор Западно-Сибирской студии кинохроники Андрей Сергеевич Тарбеев. Среди фамилий фронтовых операторов, материалы которых использованы в киноэпопее «Великая Оте­ чественная», в траурной рамке помещена фамилия Быстрова. Александр Васильевич Быстров, заместитель директора студии, пал смертью храбрых в боях за Крым. Во вступительной статье к. книге «Наш товарищ — кино» директор Западно-Си­ бирской студии кинохроники, кинорежиссер Анна Мамонтова пишет: «Мы помним и продолжаем традиции лучших режиссеров и кинооператоров студии, таких, как Хме­ лев, Гребенкин, Сухомлинов, Самуцевич, Лукацкий, Цветков,— каждый из них внес в кинолетопись Сибири частицу своего тру­ да и таланта». А говоря об особенностях работы кинодокументалистов, она замеча­ ет: «Я уверена в одном: без риска и му­ жества в нашей-профессии не обойтись. Риска и мужества в буквальном смысле»... Конечно, смелость кинодокументалистам нужна не только в преодолении физиче­ ских трудностей, нужна еще и творческая смелость в постановке сложных вопросов нашей жизни. Сегодня на киностудии все чаще и чаще создаются фильмы проблем­ ные, в которых затрагиваются острые, жи­ вотрепещущие стороны современной дейст­ вительности. Многие режиссеры отдают свой талант і^инопублицистике. О результатах творческих поисков си­ бирских кинодокументалистов говорит и тот факт, что многие фильмы Западно-Си­ бирской студии кинохроники не раз отме­ чались дипломами и премиями на различ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2