Сибирские огни, 1982, № 9
у книжная палки А лтайски е загадки . С о стави тел ь К. Е. Укачи- на. Го р н о -А лтай ско е отд ел ен и е А л тай ско го книж ного и зд ательства. 1981 г. В «Образцах народной литературы тюрк ских племен» (1866) академик В. В. Рад- лов отмечал богатство и многообразие фольклора Алтая. И наряду с крупными жанрами он опубликовал и несколько зага док. Так было положено начало изучению фольклорного наследия алтайцев. Алтай ский фольклор — в большой степени история, он единственный, за неимением письменных источников, несет свидетельства былой жиз ни, отголоски исторических событий. Оце нивая роль народной поэзии, В. Г. Белин ский писал: «Народная... поэзия лучше са мой истории свидетельствует о внутреннем быте народа, может служить меркою его гражданственности, поверкою его человеч ности, зеркалом его духа». Зеркалом, отражающим облик кочевни- ка-скотовода, являются и алтайские загад ки. Основательное издание, подготовленное К. Е. Укачиной, снабженное ею научными комментариями, предисловием и подстроч ным переводом, впервые представляет их в такой полноте. Более девятисот загадок, принадлежащих народностям Алтая, вклю чает в себя это издание. Многообразие раз делов (природа, человек, животные, расте ния, труд и т. д.) обусловлено богатст вом и многообразием загадок, отразивших все сферы жизни. Загадки, представля ющие большой этнографический интерес, им не исчерпываются и дают обширный мате риал в области эстетических и нравствен ных воззрений народа. Исконные понятия славян-земледельцев о гармонии, трансформированные поздними общественными формациями, стали более внешними, мы ушли от чувства первород ной слитности всего сущего на земле, тогда как взгляд скотовода видит родство с при родой прежде всего через биологическое единство. Алтаец не выделяет себя над при родой, не покоряет ее, он живет в этом ми ре, как равный среди равных, находя во всем естественные связи и гармонию. Спе цифика жизненного уклада, а также древ ние тотемистические убеждения закрепили в народе особенное отношение к животным, ярко отразившееся в эстетике охотника, скотовода-кочевника: «За горой повесили красное мясо» (красная смородина), «На льду лежит челюсть лося» (луна). Целесообразность лежит в основе их эс тетических понятий, они могут сказать: 170 «Красивый, как жирная овца». Однако це лесообразностью не ограничиваются их представления о красоте, а отношение к животным окрашено неизменной любовью. Ближайшие спутники алтайца — конь, ов ца, бык, корова дали ему неисчерпаемый источник иносказаний, в которых отобра жен буквально весь мир: «Серебряный конь поскакал по морю, копыта в воде не замо чил» (луна и небо), «Тысячу овец пасущий дед Мунулдай стоит» (звезды и месяц), «Вороной жеребец заржал, рыжая кобыли ца примчалась» (грозовые тучи и молния). По алтайскому поверью конь рождается вместе с хозяином, конь — брат алтайца, его неразлучный спутник, условие его жиз ни. Конь наряду с богатырем равноправный герой эпических сказаний, более того, масть коня, на котором ездит богатырь, даже становится как бы его прозвищем, постоян ным эпитетом, а если уж они погибают, то вместе. Не удивительно, что и в загадках коню отведено почетное место: «Со сталь ными копытами, с носом, наподобие орна мента, с ушами-ножницами и с крылатым сердцем» (богатырский конь), «Сын неба жует железную серу» (конь грызет удила), «Две птицы, словно два бурхана (имеются в виду божественные птицы), готовы выле теть из гнезда» (глаза коня). Отмеченные высокой поэзией, загадки о коне подчерки вают особое, возвышенное к нему отноше ние. С какой любовью говорит о нем на род: «крылатое сердце», «сын неба», гла за — «две божественные птицы»! К коню обращаются и тогда, когда нуж но определить другое животное или птицу: «Серая кобылица с кругленьким брюхом, вытянув шею, пьет воду» (гусь). Необычны и интересны загадки, постро енные в форме обращения-вопроса: «Кто сказал, что я здесь нахожусь?» (селезенка лошади), «Давай полетим, полетим, полета ем» (жаворонок). Язык алтайских загадок богат красочно стью выражений, многообразием и точно стью поэтических образов: «Шелк без швов, ненанизанные бусы» (звезды и не бо), «Поскакал по земле рыжий конь, за ним осталась черная дорога» (пожар), «Сто птичек смотрят в озеро» (ресницы). Излюбленным приемом загадок являют ся различные формы олицетворения, напри мер, когда о колесах телеги говорится, как о женщинах: «Под гору четыре женщины, плача идут», о подошве обуви — «Идет дед Суйманак и лижет землю». Яркое отражение нашли в загадках пере I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2