Сибирские огни, 1982, № 9
социальных сферах. Эту прекрасную тра дицию взяли на вооружение советские писа тели. Вряд ли кто-нибудь возьмет на себя сме лость однозначно ответить, почему именно сибирская действительность вызывает у ху дожников, не схожих между собой, как все подлинные художники, желание запечат леть ее в эпическом плане (хотя, может быть, и не в эпопее как таковой). Возмож но, что одна из причин этого — «спрессо- ванность во времени» истории Сибири и — в силу этой «спрессованности» — наличие огромного и в высшей степени благодарно го в социальном и художественном отно шении материала. В самом деле, за четы реста лет, которые прошли со дня присо единения Сибири к России в 1581 году, Си бирь прошла путь от язычества, когда-то исповедуемого народами этого огромного края, до атеизма; от феодализма до разви того социалистического общества; от ди кости к расцвету науки, культуры, искус ства. Ф. Таурин отразил в своих романах ха рактерные особенности развития этой окра ины России: Сибирь не знала крепостного права (что не мешало самодержавию уг нетать и эксплуатировать население до та кой степени, что возникла угроза вымира ния целых народов, спасенных от немину емой гибели Октябрем 1917 года); Сибирь почти сразу стала местом каторги и ссыл ки, собрав со всей Российской империи наи более революционно настроенные элемен ты; здесь гнет самодержавия усиливался нещадной, особенно жестокой капиталисти ческой эксплуатацией (достаточно, к при меру, напомнить причины Ленских собы тий), национальным и экономическим не равноправием. И еще одна важная особен ность развития края: сибиряки, люди ду ховно активные, очень сочувственно отно сились к ссыльным, а по сибирским трактам прошли в кандалах и проехали десятки ты сяч неугодных самодержавию: от протопо па Аввакума до декабристов, петрашевцев и большевиков. Кто сегодня не знает Шу шенского и человека, который за годы сво ей ссылки превратил заброшенное в таеж ную глухомань село в один из революцион ных центров страны? Пример политических ссыльных, их слово были для сибиряков ре волюционизирующим фактором. В Сибири и на Дальнем Востоке дольше, чем'где бы то ни было в стране, шла граж данская война. Народ встал против контр революции и интервентов. Здесь, на не объятных просторах — ведь Сибирь занима ет без малого половину территории нашей страны,— надо было победить голод, пре одолеть разруху, восстановить хозяйство. Здесь боролись за коллективизацию сельско го хозяйства, за то, чтобы на сибирской земле вырос «город-сад» и, конечно же, не один. Размах событий требовал и эпического размаха в их отображении на страницах книг. Это почувствовал и в меру своих воз можностей осуществил Ф. Таурин. Роман «Путь к себе» (1966) по жизнен ному материалу близок «Ангаре» и «Гре мящему порогу»: действие его тоже свя зано с большой сибирской стройкой, да и персонажи всех трех романов — современ ники. Но если в предшествующих произведениях писатель решал художественные задачи, изображая жизнь большого коллектива, то «Путь к себе» — іуіонороман: его содержа ние — судьба Алексея Ломова. В писатель ской практике Таурина это первый случай, когда автор ставит своей задачей исследо вание характера одного человека. Каждый художник тяготеет к героям оп ределенного плана. Таурину особенно близ ки люди смелые, яркие, сильные духом, не ординарные по характерам и биографиям. Алексей Ломов — из их числа. Заслужив любовь товарищей, уважение начальства, он оступается, причем ложный его шаг приводит к преступлению. Оно не случай но — умный и душевный человек говорит Ломову: «Ты и раньше спотыкался. Все вы ше себя прыгнуть норовил». Пройдя через невзгоды, впервые в жизни поняв, что «стыд может быть горше и тяжелее стра ха», Ломов идет, как утверждает древний афоризм, к самой большой "победе — над самим собой. Ломов принял совет того же умного и душевного человека: «Будешь по верхушкам скакать, пенки слизывать, не жди добра от жизни. Ее не обманешь!» Путь Ломова к себе пролегает через опас ное и трудное задание, порученное ему. Очень важное место занимает в романе глава «Больше не повстречаемся». В ней расстаются люди, почти случайно оказав шиеся вместе в трудных, подчас смертель но рискованных испытаниях. Восхищаясь мужеством, непоказной отвагой людей тру да, их сметкой, взаимовыручкой, писатель подчеркивает, что сами они все, что сде лали, не считают чем-то необычным, из ря да вон выходящим. Да, было нелегко, а теперь возвращаемся к своим обычным обя занностям и расстаемся, как расстаются по путчики, после совместного путешествия. Они даже не могут себе представить, что возможны какие-то другие нормы поведе ния. Но читатель понимает, что эти скром нейшие из скромных герои, если понадо бится, снова сделают сверхневозможное так же просто, без громких слов. Произве дение воспевает тружеников, для которых нет неосуществимого. И хотя «Путь к себе»,— монороман, в нем наряду с Ломовым ярко выписаны дру гие герои, в том числе и эпизодические. Большой удачей автора стали женские об разы — Анфиса, Полина, Варька. Как правило, в каждом романе Ф. Таури на есть женские образы, воплощающие лучшие свойства народной души. Героини писателя обладают незаурядными характе рами; пленительно женственные, они стой ко переносят удары судьбы, готовы до конца стоять за правое дело. Верные слову, они даже в помыслах не поступятся честью и человеческим достоинством. Это относит ся и к образам женщин, репутацию кото рых окружающие не всегда считают без укоризненной; но Таурин убедителен в сво ей трактовке высокой женской души, счи тая, что порой исковерканные судьбы его героинь скорее следствие их беды, а не ви ны. Оттого-то, как правило, в романах пи сателя образы многих женщин овеяны вы соким романтическим чувством, и эта то нальность — одна из отличительных черт художественной манеры автора. И уже названные произведения Ф. Тау 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2