Сибирские огни, 1982, № 9

социальных сферах. Эту прекрасную тра­ дицию взяли на вооружение советские писа­ тели. Вряд ли кто-нибудь возьмет на себя сме­ лость однозначно ответить, почему именно сибирская действительность вызывает у ху­ дожников, не схожих между собой, как все подлинные художники, желание запечат­ леть ее в эпическом плане (хотя, может быть, и не в эпопее как таковой). Возмож­ но, что одна из причин этого — «спрессо- ванность во времени» истории Сибири и — в силу этой «спрессованности» — наличие огромного и в высшей степени благодарно­ го в социальном и художественном отно­ шении материала. В самом деле, за четы­ реста лет, которые прошли со дня присо­ единения Сибири к России в 1581 году, Си­ бирь прошла путь от язычества, когда-то исповедуемого народами этого огромного края, до атеизма; от феодализма до разви­ того социалистического общества; от ди­ кости к расцвету науки, культуры, искус­ ства. Ф. Таурин отразил в своих романах ха­ рактерные особенности развития этой окра­ ины России: Сибирь не знала крепостного права (что не мешало самодержавию уг­ нетать и эксплуатировать население до та­ кой степени, что возникла угроза вымира­ ния целых народов, спасенных от немину­ емой гибели Октябрем 1917 года); Сибирь почти сразу стала местом каторги и ссыл­ ки, собрав со всей Российской империи наи­ более революционно настроенные элемен­ ты; здесь гнет самодержавия усиливался нещадной, особенно жестокой капиталисти­ ческой эксплуатацией (достаточно, к при­ меру, напомнить причины Ленских собы­ тий), национальным и экономическим не­ равноправием. И еще одна важная особен­ ность развития края: сибиряки, люди ду­ ховно активные, очень сочувственно отно­ сились к ссыльным, а по сибирским трактам прошли в кандалах и проехали десятки ты­ сяч неугодных самодержавию: от протопо­ па Аввакума до декабристов, петрашевцев и большевиков. Кто сегодня не знает Шу­ шенского и человека, который за годы сво­ ей ссылки превратил заброшенное в таеж­ ную глухомань село в один из революцион­ ных центров страны? Пример политических ссыльных, их слово были для сибиряков ре­ волюционизирующим фактором. В Сибири и на Дальнем Востоке дольше, чем'где бы то ни было в стране, шла граж­ данская война. Народ встал против контр­ революции и интервентов. Здесь, на не­ объятных просторах — ведь Сибирь занима­ ет без малого половину территории нашей страны,— надо было победить голод, пре­ одолеть разруху, восстановить хозяйство. Здесь боролись за коллективизацию сельско­ го хозяйства, за то, чтобы на сибирской земле вырос «город-сад» и, конечно же, не один. Размах событий требовал и эпического размаха в их отображении на страницах книг. Это почувствовал и в меру своих воз­ можностей осуществил Ф. Таурин. Роман «Путь к себе» (1966) по жизнен­ ному материалу близок «Ангаре» и «Гре­ мящему порогу»: действие его тоже свя­ зано с большой сибирской стройкой, да и персонажи всех трех романов — современ­ ники. Но если в предшествующих произведениях писатель решал художественные задачи, изображая жизнь большого коллектива, то «Путь к себе» — іуіонороман: его содержа­ ние — судьба Алексея Ломова. В писатель­ ской практике Таурина это первый случай, когда автор ставит своей задачей исследо­ вание характера одного человека. Каждый художник тяготеет к героям оп­ ределенного плана. Таурину особенно близ­ ки люди смелые, яркие, сильные духом, не­ ординарные по характерам и биографиям. Алексей Ломов — из их числа. Заслужив любовь товарищей, уважение начальства, он оступается, причем ложный его шаг приводит к преступлению. Оно не случай­ но — умный и душевный человек говорит Ломову: «Ты и раньше спотыкался. Все вы­ ше себя прыгнуть норовил». Пройдя через невзгоды, впервые в жизни поняв, что «стыд может быть горше и тяжелее стра­ ха», Ломов идет, как утверждает древний афоризм, к самой большой "победе — над самим собой. Ломов принял совет того же умного и душевного человека: «Будешь по верхушкам скакать, пенки слизывать, не жди добра от жизни. Ее не обманешь!» Путь Ломова к себе пролегает через опас­ ное и трудное задание, порученное ему. Очень важное место занимает в романе глава «Больше не повстречаемся». В ней расстаются люди, почти случайно оказав­ шиеся вместе в трудных, подчас смертель­ но рискованных испытаниях. Восхищаясь мужеством, непоказной отвагой людей тру­ да, их сметкой, взаимовыручкой, писатель подчеркивает, что сами они все, что сде­ лали, не считают чем-то необычным, из ря­ да вон выходящим. Да, было нелегко, а теперь возвращаемся к своим обычным обя­ занностям и расстаемся, как расстаются по­ путчики, после совместного путешествия. Они даже не могут себе представить, что возможны какие-то другие нормы поведе­ ния. Но читатель понимает, что эти скром­ нейшие из скромных герои, если понадо­ бится, снова сделают сверхневозможное так же просто, без громких слов. Произве­ дение воспевает тружеников, для которых нет неосуществимого. И хотя «Путь к себе»,— монороман, в нем наряду с Ломовым ярко выписаны дру­ гие герои, в том числе и эпизодические. Большой удачей автора стали женские об­ разы — Анфиса, Полина, Варька. Как правило, в каждом романе Ф. Таури­ на есть женские образы, воплощающие лучшие свойства народной души. Героини писателя обладают незаурядными характе­ рами; пленительно женственные, они стой­ ко переносят удары судьбы, готовы до конца стоять за правое дело. Верные слову, они даже в помыслах не поступятся честью и человеческим достоинством. Это относит­ ся и к образам женщин, репутацию кото­ рых окружающие не всегда считают без­ укоризненной; но Таурин убедителен в сво­ ей трактовке высокой женской души, счи­ тая, что порой исковерканные судьбы его героинь скорее следствие их беды, а не ви­ ны. Оттого-то, как правило, в романах пи­ сателя образы многих женщин овеяны вы­ соким романтическим чувством, и эта то­ нальность — одна из отличительных черт художественной манеры автора. И уже названные произведения Ф. Тау­ 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2