Сибирские огни, 1982, № 9
только в контексте данного романа, но и всей тетралогии. Сопоставляя разные эпо хи, приобщая к своим раздумьям читателя, Ф. Таурин оттеняет неостановимый бег ис тории, эволюцию взглядов, позиций, оце нок. Герои «Байкальских крутых берегов» так и не пришли к общему мнению в жарких спорах о национальном и социальном. А вот на первых же страницах «Партизанской- богородицы» беседуют два большевика — Городулин и Брумис, вместе бежавшие из пересыльной тюрьмы Александровского централа. — Ты мне, Иван Анисимович, стал доро же родного брата,— признается Брумис. — А мы братья и есть,— отвечает Горо дулин.— И кровь одна. И кость одна — ра бочая. И враг один. Эту тему писатель развивает, вскользь сообщив, что «Брумис как-то в шутку на звал свой крохотный отряд интернацио нальным. Четыре человека — четыре нацио нальности: армянин, русский, якут, латыш». На всем протяжении романа будет ши риться эта тема, и каждый эпизод, явля ющий братство людей разных националь ностей — а действительность гражданской .войны давала множество таких примеров,— усиливает звучание этой темы. Один из центральных образов романа — Палаша. Веселая, находчивая, умеющая метким словом и высмеять, и подбодрить, не теряющая самообладания в любой об становке, Палаша под настроение поет за дорную частушку про богородицу. И хотя в этой частушке есть слова «Я не богоро дица»,— именно партизанской богородицей прозвали Палашу товарищи по отряду. Девушка видит, как тянется к ней Сань ка Перевалов, да и она неравнодушна к этому смелому и лихому парню. И все же она говорит Саньке: «Пусти! Не хочу... не хочу быть только бабой!.. Ну, пойми ты... нельзя нам сейчас... Не хочу я от вас от стать... А куда мне с брюхом!.. Ты потер пи... Уж как я тебя любить буду!..» Вспоминая этот ночной разговор с Сань кой, девушка решает: «Привелись опять та кой случай, так же поступила бы... Придет ли такое время, что не надо самой супро тив себя идти?..» За выстраданным вопросом Палаши — и высокий строй ее мыслей, стремление быть вместе со всеми в борьбе против Колчака, и мучительный поиск гармонии в жизни — гармонии, которую нужно отвоевать всем миром: один тут бессилен чего-либо до биться. Закономерным финалом романа стано вится сцена ареста Колчака, тоже написан ная по историческим материалам, донесшим до нашего времени дыхание гражданской войны со всем, что ей, сопутствовало,— страданиями и героизмом народа, горем его и надеждами на будущее. «Сибирское повествование» завершается романом «Гремящий порог». В разгар гражданской войны герои «Партизанской богородицы» встречают странного для них человека — инженера-гидротехника Мяки- шева, и даже принимают его за «шпиона»: очень уж непонятным делом кажется изуче ние Ангары, которым он занят в то время, когда кругом происходит схватка двух ми ров. Как невообразимо далеко от разрухи, царящей повсюду, до исполнения мечты Мя- кишева, которой он делится с партизанами: «Здесь, именно в этом ущелье, будет... я не знаю, когда, но будет... будет построена гидростанция, сейчас даже немыслимая. Мощностью в два, а может быть и три миллиона лошадиных сил!..» Вскоре Мякишев погибает от рук колча ковцев — он не хочет отдать им результаты своих исследований. Символично, что имен но партизанской разведчице • Палаше — «партизанской богородице» — сообщает ста рый инженер, куда он спрятал бумаги. Символично и то, что Мякишев угадывает судьбу мальчика Кузи Набатова — именно Кузьма Набатов, сын погибшего в граждан скую войну партизана, становится началь ником невиданного строительства на Гре мящем пороге. Конфликтный узел романа «Гремящий по рог»— не в технической стороне спора: что строить — Устьинскую гидростанцию (эту идею отстаивает Кузьма Набатов) или тепловую станцию (такова позиция главка и министерства). Суть — в отношении к жизни и своему долгу. — Непонятно мне,— говорит Набатову представитель главка Круглов,— что вы так уцепились за эту стройку? Ведь это же су масшедший риск! Проектировщики до сих пор спорят, как перекрывать эту бешеную реку. Тут в два счета голову сломить. И сов сем другое дело — тепловая станция. Там вы строите на сухом берегу. Имеете под но гами твердую почву... Казалось бы, чего проще согласиться На батову на предложение главка — спокойная жизнь обеспечена, личная его ответствен ность сведена к минимуму. Но Набатов в.озражает — вопреки, на первый взгляд, очевидным доводам. Круглов недоумевает: «Дана установка... Все согласны, один На батов не согласен! И не все ли ему равно, что строить — гидравлическую или тепло вую?.. Мы инженеры. Исполнители. Наше дело строить. Что строить, есть кому ре шать без нас!» Писатель подчеркивает, что в основе раз ногласий — проблема нравственная. Спор идет не о том, что и как строить. Каждый по-своему отвечает на вопрос «как жить?». Набатов готов взять ответственность на себя, исходя из общенародных интересов. В контексте всего «Сибирского повествова ния» будни стройки воспринимаются как коллективный подвиг, цель которого — осу ществить вековые чаяния народа, всегда мечтавшего о новой жизни. Тетралогия поставила Франца Таурина в ряд писателей-сибиряков, создавших значи тельные прозаические произведения,— Ге оргия Маркова, Константина Седых, Сер гея Залыгина, Виктора Астафьева, Вален тина Распутина, Ефима Пермитина, Сергея Сартакова, Афанасия Коптелова, Анатолия Иванова... Список этот обширен, и его мож но продолжить. Своим опытом, своими на блюдениями и раздумьями над жизнью Си бири Ф. Таурин дополнил огромное полот но, создаваемое коллективными усилиями многих литераторов. Русская литература всегда была сильна углубленным вниманием к жизни народа. Писатели, размышляя о коренных пробле мах бытия, пристально всматриваются в процессы, происходящие в самых различных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2