Сибирские огни, 1982, № 9
ние, он без колебаний примыкает к его участникам. В этом проявляется интернационализм угнетенных — они постигают, что разделены не национальными предрассудками, а соци альными перегородками. Лучшие предста вители России самоотверженно помогают полякам в подготовке восстания. В их чис л е— русский офицер Иван Губайдулин, «мятежный поп» Мелентий, в свое время служивший панихиду по расстрелянным крестьянам, основатель революционного об щества «Земля и Воля» Николай Серно- Соловьевич. Уже безнадежно больной, зная, что дни его сочтены, Н. А. Серно-Со- ловьевич подбадривает Шарамовича: «Вос стание против тирании — всегда победа, чем бы оно ни кончилось». Но далеко не все сторонники восстания понимают гибельность национальной розни для дела свободы. Характерен спор двух ссыльных поляков перед восстанием. Гус тав Шарамович надеется, что заодно с по ляками будут русские мастеровые и кре стьяне. — Только революция в России может вернуть свободу нашей отчизне! — убеж дает товарищей Густав Шарамович.— Пока не будет свободен русский мужик, не ви дать свободы поляку! — Вы слышите? — возмущается Нарциз Целинский,— Он печется о русских мужи ках... Нет, Панове, скажу прямо: у меня не болит сердце за русских мужиков. Я поляк и действовать для Москвы не хочу! — Вы сказали: у вас не болит сердце за русских мужиков,— возражает Шарамо вич.— Оно не болело у вас и многих дру гих, подобных вам, и за мужиков польских. Посмеете вы отрицать это?.. Я всегда го ворил и еще раз скажу: нам, полякам, на до учиться у великих русских революцио неров, таких, как Чернышевский и Герцен, и брать с них пример. Этот спор раскрывает одну из главных тем романа. В стычке Шарамовича и Це линского слышатся отзвуки разногласий, так пагубно сказавшихся во время польско го восстания 1863 года — речь идет, по су ществу, о боязни некоторых шляхтичей во влечь в восстание крестьянские массы в самой Польше. Кстати, Целинский, который так яростно отстаивает важность нацио нальных различий и пренебрегает социаль ными категориями, на собственном горьком опыте убедится в ошибочности своих взгля дов. «Сколь ни грустно признать это,— ска жет он впоследствии Арцимовичу,— в серд цах холопов больше ярости к врагу и люб ви к отчизне, нежели в благородных серд цах шлятичей». Проницательно рисует Ф. Таурин и не доверие простых людей к «господам». Зем лепашец Голубков, сочувствующий ссыль ным полякам, в то же время понимает: «Пословица есть такая: пальцы у каждого к себе гнутся. Вы все баре, господа, инте рес у вас свой, барский. Остается ли вре мя о мужицкой доле печалиться?» Как' видим, Голубкову не откажешь ни в природном уме, ни в народной мудрости, опирающейся на вековой опыт. Писатель раскрывает перед нами много численные проблемы, вызвавшие разно гласия среди сторонников восстания. Драматизм положения усугубляется и тем, что среди сосланных поляков есть пре датели, завербованные жандармами; и тем, что не хватает оружия и продуктов; и тем, что изощренное политиканство царского правительства, амнистия, объявленная мно гим ссыльным, вызвала разброд и обостре ние разногласий среди сторонников восста ния. В финале романа «Байкальские крутые берега» есть такой эпизод. Иван Соловьев вносит раненого Шарамовича в дом. — Что за человек? — спрашивает ста рик крестьянин. — За всех бедных заступник. Старик не соглашается с Иваном: — За всех заступник один бог, да и тот на небе. — То на небе,— возражает Иван.— По ра на земле долю искать. — Нашли?..— спросил старик. Не дож дался ответа, вымолвил скорбно: — Однако, знать, еще не время искать ее... Плетью обуха не перешибешь!.. Третий роман тетралогии — «Партизан ская богородица» — как раз и рисует эпоху, когда начали сбываться вековые чаяния на рода. Когда угнетенные, не уповая больше на бога в небе, стали «на земле долю ис кать». История явила возможность созда ния государства трудящихся, и миллио ны людей поднялись с оружием в руках, чтобы эту возможность осуществить. Действие романа «Партизанская богоро дица» происходит в Нижнеангарье — там же, где жили и боролись за лучшую долю положительные герои первых полотен си бирского повествования. Обратившись к годам гражданской вой ны в Сибири, Ф. Таурин также опирается на подлинные события. Не случайна бли зость фамилий персонажей романа и исто рических лиц. Прототип Владимира Янови ча Брумиса — Владимир Карлович Брум, большевик, председатель Временного крае вого военно-революционного Совета Севе ро-Восточного фронта; в командире При- ангарского партизанского отряда Бугрове, впоследствии возглавившем военно-револю ционный Совет, угадывается Николай Ана ньевич Бурлов, руководитель нижнеангар ских партизан. В образе Вепрева, ближай шего помощника Бугрова, можно узнать Даниила Евдокимовича Зверева, ставшего потом Главнокомандующим Восточно-Си бирской Советской Армии. Прообраз ин женера Мякишева, мечтавшего о гидро станциях на Ангаре,— Малышев. Оставивший по себе черную память командир карателей Малаев изображен под фамилией Мамаева. Но в большинстве своем персонажи ро мана — обобщенные образы, среди них — Сергей Набатов и его сродная сестра Па лаша. Сергей Набатов — один из потомков Ива на Соловьева, сын которого был прозван Набатовым. Может быть, Сергей даже не слыхал имени своего деда или прадеда Ивана Соловьева, но мы, читатели, протя гиваем эту тонкую, но прочную нить из прошлого века в наш, в годы гражданской войны. Не ради развлекательности и остро ты сюжета прослеживает автор судьбы лю дей на протяжении долгих десятилетий. Проблемы и мысли, особенно близкие пи сателю, рельефнее всего проявляются не 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2