Сибирские огни, 1982, № 9
зор Восточной Сибири генерал-майор Ба- роцци де Эльс. Так возникает одна из ведущих тем ро мана — тема бессилия даже безупречно честного человека в обществе, где все про дается и покупается. А то, что это так, сомневаться не приходится: вспомним коло ритную сцену в ресторане, когда мошна Лазебникова помогает ему выйти победите лем в схватке купцов, вспомним, как щед рая взятка определяет успех задуманного. Писатель знакомит нас и с теми, кто стоит на самом низу социальной лест ницы. Это — красавица Настя, в полной мере испытавшая на каторжном заводе всяческие несчастья — гибель родителей, преследова ния, вечную ссылку мужа и рождение сына, которому никогда не увидеть отца. Гор дая и, несмотря на все невзгоды и беды, несломленная, проходит она по страницам романа как символ неисчерпаемых сил на рода, его душевной красоты. Это — Иван, сильный и отважный, так и не сумевший из бежать участи каторжанина; это и Роман Часовитин, нашедший спасение от мучений в петле, которую он сам затянул на своей шее. Прослеживая судьбы своих героев, Ф. Та урин показывает первые попытки протеста рабочих. Этот протест еще не осознан ими, стихиен — но все чаще приходят к ним мыс ли, что не просьбами, а силой нужно до биваться счастья. «Нас, дураков, полтыщи, а их один десяток...» — говорит Герасим. Иван отвечает ему: «Я жив, покудова мол чу». Но Ивана уже мучит вопрос:' «Пошто же на таких-то просторах, а жить человеку тесно?..» Многое нужно Ивану увидеть, не малые муки испытать, прежде чем он пой мет— отмолчаться нельзя. И, поняв это, он бросается к колоколу. «Разрывая ноч ную тишину, переплавляя в звон всю ярость, боль и муку вырванного из жизни человека, над спящей слободой взметну лись горячие краевые звуки набата». Однако набат Ивана не смог поднять на борьбу его товарищей по каторжному заво ду — они понимают: «...нам жить здесь, де ти у нас. Их тоже порешат!» Ивану сужде но снова идти в Акатуйские рудники. Но сын, родившийся у Насти после ссылки му жа, наречен мирской молвой Прошкой На- батовым в память о набате, которым его отец звал народ к борьбе. Историческая перспектива, пронизываю щая роман, рождает ощущение неизбеж ности очистительной грозы и убежденность, что народ, пока забитый и темный, осозна ет свои исполинские силы и добьется спра ведливости. Историзм дроизведения предполагает до стоверность изображения, внимание к раз личным сторонам действительности. Писа тель в единое целое объединил и эпизоды трагической охоты на людей, и лирико-ро мантическое начало, связанное с . образом Насти, и героическую тему Ивана Соловье- 'ва, и жанровые сценки, рисующие купече ский быт и нравы. Мы видим полную нуж ды и горя жизнь рабочих каторжного завода, рассчетливую жестокость хозяев, низменность купеческой, с позволения ска зать, «морали». Одна из самых трудных для историческо го романиста задач — воссоздание колорита места и времени. При ее решении подчас впадают то в нарочитую, чрезмерную сти лизацию, то в тяжеловесное бытописатель ство, граничащее с этнографией. Ф. Таурин, соблюдая чувство меры, воссоздал быт как художник-реалист; на диалогах лежит пе чать времени: веришь, что именно так зву чала устная речь Сибири в середине прошло го века. И в этом отношении писателю мно го дала работа над архивными документа ми. В итоге у читателя возникает иллюзия «путешествия во времени», когда можно увидеть не только быт, услышать не толь ко речь, но и явственно ощутить поступь истории. На подлинных событиях основан и вто рой роман тетралогии — «Байкальские кру тые берега». Если судить по размаху, событий и по их результатам — вряд ли можно восстание польских ссыльных в 1866 году считать значительным ударом по .самодержавию. Выступление было подавлено войсками в течение считанных недель; число его участ ников не превышало тысячи. Свыше шести сот из. них предстали перед судом, пятерых руководителей восстания приговорили к смертной казни. Но далеко не всегда внешний масшатб события соответствует его значению. Ф. Та урин увидел сам и показал нам, читателям, очень важные стороны исторического про цесса, способствовавшие росту революцион ных настроений в народе. В романе наряду с Иваном Соловьевым, героем «Каторжного завода», действуют, исторические лица — Густав Шарамович, Павций (Павел) Ляндовский, Николай Сер- но-Соловьевич, Елена Киркор и многие другие, чьи фамилии можно увидеть в до кументах, связанных с восстанием. Ф. Тау рин строго следует исторической правде, доказывая, каким сложным узлом противо речий была чревата действительность Рос сийской империи в 60-е годы. Как известно, общественно-политический подъем 50—60-х годов, революционная си туация, сложившаяся в России, усилили на ционально-освободительное движение и в Королевстве Польском. В январе 1863 года в Польше вспыхнуло восстание. Несмотря на отдельные успехи восстав ших, царизм сумел к лету 1864 года одер жать верх. Многие повстанцы были сосланы в Си бирь. Именно с этого времени и начинает ро ман «Байкальские крутые берега» Франц Та урин. Избранный писателем период позво ляет ему развить и углубить мысли, вы сказанные в романе «Каторжный завод». По-прежнему сильно и страстно звучит те ма непримиримой ненависти угнетенных к своим угнетателям. Эта ненависть учит обездоленных объединять свои силы. «Нет, я так понимаю,— говорит Иван Соловьев,— вся беда и мука на земле оттого, что о своей только шкуре печемся. Вот поодиноч ке нас и ломают, как сухую хворостину». Иван больше не хочет «поодиночке». Иван дорожит помощью ссыльных поля ков в получении поддельного паспорта — чтобы мог он вернуться к жене и сыну, судьба которых не дает ему ни минуты по коя. Узнав, что замышляется новое восста 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2