Сибирские огни, 1982, № 9

торых поступков и даже отдельных конф­ ликтных ситуаций, но у читателя ни на ми­ нуту не возникает впечатления, что автор пишет по заранее подготовленной схеме. На­ против, в каждом эпизоде романа чувству­ ется его первооснова — действительность, жизнь, которой одной дано с завидной лег­ костью и простотой сталкивать людей, вы­ являть характеры, выкристаллизовывать суть споров и разногласий. Читая роман, начинаешь жить заботами, мыслями и чувствами его героев, трево­ житься за судьбу стройки... нет, не столько стройки, сколько судьбу коллектива, спло­ ченного единой задачей, единой целью. Ло­ вишь себя на том, что пытаешься предста­ вить приметливого издателя многотиражки «Огни коммунизма» (название-то какое ем­ кое) Франца Таурина, ставшего летописцем уникальных событий, сумевшего в круго­ верти дел с истинно журналистской хват­ кой разобраться в развороте огромного строительства, увидеть самые разные его стороны, вглядеться в природу конфликтов, вдуматься в их причины. А конфликтов писатель увидел много — и общественных, и личных, хотя между ни­ ми, разумеется, нельзя провести четкой границы: в каждом противоречии есть мо­ тивы и личностные, и социальные. Автор любит проверять своих героев «на проч­ ность», ценит умение человека справиться с трудностями, не сломаться в чрезвычай­ ных обстоятельствах, сохранить душевную- цельность. Иной раз автору словно не хва­ тает тех испытаний, ѵкоторым подвергают людей капризы приррды и трудности стро­ ительства. Тогда мы оказываемся свиде-, телями встречи через десятилетия — чело­ век, когда-то оставивший любимую женщи­ ну с младенцем, умоляет выросшего сына, знавшего только свою мать, признать в нем отца. Все главные герои романа раскрывают­ ся и в своем отношении к делу, и в интим­ ных переживаниях. Это естественно: на стройку в основном пришла молодежь, а молодость — пора бурных, сильных, свежих чувств. Ф. Таурин создал полотно, на котором запечатлел множество точных примет вре­ мени, и, что еще важнее, характеры, оли­ цетворяющие важные стороны духовной жизни нашего общества. Образы строите­ лей — Семена Перевалова, Кузьмы Семер- кина, Гали Коваленко, Сергея Ракитина, Жени, Ани Молочковой, для которых строй­ ка стала делом жизни — не только запоми­ наются, но и помогают представить обоб­ щенный портрет нашего современника, со­ зидателя, смелого, решительного тружени­ ка, готового на подвиг. Этим людям при­ суща душевная чистота, высокая нравст­ венность. Как много, например, говорит сердцу читателя отказ Жени от яркого чувства — она узнала, что у любимого есть семья. Девушка считает, что своими рука­ ми губит собственную судьбу, но беском­ промиссна в своем решении: «На чужой беде свое счастье не построишь». Особенно значительна удача писателя в изображении начальника стройки Гусарова. Мы знакомимся с ним в минуту, когда смертельная опасность кажется неотвра­ тимой, и убеждаемся в его решительности, в умении руководить. Не сразу перед нами раскрывается суть Гусарова. Он способен на риск, готов при­ нять отчаянное решение, но не ради дела, порученного ему, а во имя своего прести­ жа, карьеры, личного преуспевания. Он уверен, что «любые трудности можно пре­ одолеть необходимым напряжением воли, любое препятствие можно устранить энер­ гичным натиском...» Вспомним — этот роман был написан в 1957 году. Тогда слова «волевое руководст­ во», «волюнтаризм» еще не появились в оби­ ходе, потому что само явление, которое этими словами обозначалось, еще не об­ нажило себя полностью, не показало, на­ сколько оно вредоносно. Писатель зорко подметил рождение такого типа, как Гуса­ ров, и обратил на него внимание общест­ венности. И то, что в свое время партия осудила «волевые методы», убедительно подтвердило правоту автора, нарисовавше­ го, пожалуй, один из первых портретов по­ добных людей в литературе. При этом Ф. Таурин счастливо избегает шаржа, карикатуры. Гусаров— не плакат­ ный карьерист. Он умело поддерживает свою репутацию не только решительного и знающего дело, но и отзывчивого, внима­ тельного к людям руководителя. Не слу­ чайно Сергей Ракитин искренне недоумевает: начальник строительства, размышляет мо­ лодой инженер, «и умнее, и опытнее меня, и конечно, не меньше меня предан партии и народу?.. И вот, оказывается, я прав, а он не прав. Почему же так получается, если он и опытнее, и умнее меня? Объясните мне это?» Постепенно многие начинают понимать, что Гусаров, по выражению Язькова, «не стройку спасал, а свою шкуру». Гусаровские методы руководства, аван­ тюризм приводят к трагедии — гибнут прекрасные, молодые, полные сил люди; этот эпизод служит оценкой и нравствен­ ных, и деловых качеств Гусарова. Менее убедительно нарисован путь Гу­ сарова после снятия его с поста начальни­ ка стройки; но неправомерно требовать от писателя ответа на все вопросы, и в том числе на те, что решались самой жизнью уже после выхода романа в свет. Ф. Таурин поднимает в романе немало серьезных проблем, вызывая читателя на размышления не только по поводу конкрет­ ных дел строительства, но и затрагивая близкие каждому грани действительности. К примеру, глубокой представляется мысль автора о несовместимости коллективного труда с узко-личными интересами (в отли­ чие от гармоничного сочетания обществен­ ного и личного), воплощенная в образах Гу­ сарова, Стрепетовой и близких им по духу людей. Читатель задумывается о разном понимании долга подлинными энтузиастами, с одной стороны, и с другой — формалиста­ ми, действующими в пределах параграфов «от сих до сих»; о сложном процессе ста­ новления специалиста; о росте человека в коллективе; о мощи коллективного разума и коллективного подвига,— эти и многие дру­ гие вопросы писатель ставит не декларатив­ но, а рисуя конкретные ситуации, столк­ новения характеров, взглядов, позиций. Неоднозначность сходных по виду событий, сложность жизни отражена в спорах нового начальника стройки Рожнова и парторга 163 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2