Сибирские огни, 1982, № 9
торых поступков и даже отдельных конф ликтных ситуаций, но у читателя ни на ми нуту не возникает впечатления, что автор пишет по заранее подготовленной схеме. На против, в каждом эпизоде романа чувству ется его первооснова — действительность, жизнь, которой одной дано с завидной лег костью и простотой сталкивать людей, вы являть характеры, выкристаллизовывать суть споров и разногласий. Читая роман, начинаешь жить заботами, мыслями и чувствами его героев, трево житься за судьбу стройки... нет, не столько стройки, сколько судьбу коллектива, спло ченного единой задачей, единой целью. Ло вишь себя на том, что пытаешься предста вить приметливого издателя многотиражки «Огни коммунизма» (название-то какое ем кое) Франца Таурина, ставшего летописцем уникальных событий, сумевшего в круго верти дел с истинно журналистской хват кой разобраться в развороте огромного строительства, увидеть самые разные его стороны, вглядеться в природу конфликтов, вдуматься в их причины. А конфликтов писатель увидел много — и общественных, и личных, хотя между ни ми, разумеется, нельзя провести четкой границы: в каждом противоречии есть мо тивы и личностные, и социальные. Автор любит проверять своих героев «на проч ность», ценит умение человека справиться с трудностями, не сломаться в чрезвычай ных обстоятельствах, сохранить душевную- цельность. Иной раз автору словно не хва тает тех испытаний, ѵкоторым подвергают людей капризы приррды и трудности стро ительства. Тогда мы оказываемся свиде-, телями встречи через десятилетия — чело век, когда-то оставивший любимую женщи ну с младенцем, умоляет выросшего сына, знавшего только свою мать, признать в нем отца. Все главные герои романа раскрывают ся и в своем отношении к делу, и в интим ных переживаниях. Это естественно: на стройку в основном пришла молодежь, а молодость — пора бурных, сильных, свежих чувств. Ф. Таурин создал полотно, на котором запечатлел множество точных примет вре мени, и, что еще важнее, характеры, оли цетворяющие важные стороны духовной жизни нашего общества. Образы строите лей — Семена Перевалова, Кузьмы Семер- кина, Гали Коваленко, Сергея Ракитина, Жени, Ани Молочковой, для которых строй ка стала делом жизни — не только запоми наются, но и помогают представить обоб щенный портрет нашего современника, со зидателя, смелого, решительного тружени ка, готового на подвиг. Этим людям при суща душевная чистота, высокая нравст венность. Как много, например, говорит сердцу читателя отказ Жени от яркого чувства — она узнала, что у любимого есть семья. Девушка считает, что своими рука ми губит собственную судьбу, но беском промиссна в своем решении: «На чужой беде свое счастье не построишь». Особенно значительна удача писателя в изображении начальника стройки Гусарова. Мы знакомимся с ним в минуту, когда смертельная опасность кажется неотвра тимой, и убеждаемся в его решительности, в умении руководить. Не сразу перед нами раскрывается суть Гусарова. Он способен на риск, готов при нять отчаянное решение, но не ради дела, порученного ему, а во имя своего прести жа, карьеры, личного преуспевания. Он уверен, что «любые трудности можно пре одолеть необходимым напряжением воли, любое препятствие можно устранить энер гичным натиском...» Вспомним — этот роман был написан в 1957 году. Тогда слова «волевое руководст во», «волюнтаризм» еще не появились в оби ходе, потому что само явление, которое этими словами обозначалось, еще не об нажило себя полностью, не показало, на сколько оно вредоносно. Писатель зорко подметил рождение такого типа, как Гуса ров, и обратил на него внимание общест венности. И то, что в свое время партия осудила «волевые методы», убедительно подтвердило правоту автора, нарисовавше го, пожалуй, один из первых портретов по добных людей в литературе. При этом Ф. Таурин счастливо избегает шаржа, карикатуры. Гусаров— не плакат ный карьерист. Он умело поддерживает свою репутацию не только решительного и знающего дело, но и отзывчивого, внима тельного к людям руководителя. Не слу чайно Сергей Ракитин искренне недоумевает: начальник строительства, размышляет мо лодой инженер, «и умнее, и опытнее меня, и конечно, не меньше меня предан партии и народу?.. И вот, оказывается, я прав, а он не прав. Почему же так получается, если он и опытнее, и умнее меня? Объясните мне это?» Постепенно многие начинают понимать, что Гусаров, по выражению Язькова, «не стройку спасал, а свою шкуру». Гусаровские методы руководства, аван тюризм приводят к трагедии — гибнут прекрасные, молодые, полные сил люди; этот эпизод служит оценкой и нравствен ных, и деловых качеств Гусарова. Менее убедительно нарисован путь Гу сарова после снятия его с поста начальни ка стройки; но неправомерно требовать от писателя ответа на все вопросы, и в том числе на те, что решались самой жизнью уже после выхода романа в свет. Ф. Таурин поднимает в романе немало серьезных проблем, вызывая читателя на размышления не только по поводу конкрет ных дел строительства, но и затрагивая близкие каждому грани действительности. К примеру, глубокой представляется мысль автора о несовместимости коллективного труда с узко-личными интересами (в отли чие от гармоничного сочетания обществен ного и личного), воплощенная в образах Гу сарова, Стрепетовой и близких им по духу людей. Читатель задумывается о разном понимании долга подлинными энтузиастами, с одной стороны, и с другой — формалиста ми, действующими в пределах параграфов «от сих до сих»; о сложном процессе ста новления специалиста; о росте человека в коллективе; о мощи коллективного разума и коллективного подвига,— эти и многие дру гие вопросы писатель ставит не декларатив но, а рисуя конкретные ситуации, столк новения характеров, взглядов, позиций. Неоднозначность сходных по виду событий, сложность жизни отражена в спорах нового начальника стройки Рожнова и парторга 163 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2