Сибирские огни, 1982, № 9

Ю . М о с т к о в ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ФРАНЦА ТАУРИНА Когда появились первые романы Фран­ ца Таурина — «На Лене-реке» (1954) и «Ангара» (1957), стало очевидно, что в ли­ тературу пришел своеобразный прозаик, которому по силам раздвинуть.наши пред­ ставления о действительности. Однако критика не сразу ответила на су­ щественный вопрос: что является главным в творчестве писателя, так стремительно вошедшего в литературную жизнь страны? Наблюдение, что действие романов Ф. Тау­ рина развертывается на берегу великих рек, было достаточно поверхностным, хотя, как будто, подкреплялось изданием романа «Гремящий порог» (1962)— о строительст­ ве крупной гидростанции. Впрочем, уже роман «Ангара» показал, что писатель берется за темы куда более серьезные и глубокие, нежели те, что опре­ деляются реками, как бы ни была важна их роль в географии и экономике. С первых же страниц «Ангары» мы ощу­ щаем драматизм событий — неукротима су­ ровая и могучая река, грозна опасность, нависшая над гидростроителями. Речь идет не только о сроках завершения работ — нужно предотвратить гибель десятков лю­ дей. Исполнены восхищения страницы, живо­ писующие красавицу Ангару; под стать ре­ ке и те, кто приехал на ее берега, чтобы воздвигнуть ГЭС, каких не было в миро­ вой практике. Порой возникает впечатление, что писа­ тель озабочен прежде всего одним: не про­ пустить бы какого-нибудь участка строи­ тельства. Он ведет нас к экскаваторщикам и со знанием дела изображает особенности работы в карьерах с камнем или глиной, зимой или летом. Вместе с автором мы спускаемся в потерны — узкие хода в теле плотины, вслед за электросварщиком ока­ зываемся в трубе, где нужна сварка, что­ бы избежать аварии. В круге нашего вни­ мания споры о ходе работ, о составе це­ мента, о сотнях других дел — важнейших и второстепенных. Порой это мешает — множество персо­ нажей теснится на страницах романа, иног­ да мы узнаем должность и фамилию чело­ века, но характер его остается в тени. Объясняется это просто — во Франце Та­ урине, когда он работал над романом «Ан­ гара», боролись друг против друга журна­ лист и писатель. Журналиста подгонял не­ умолчный шум великой стройки, первенца Ангарского каскада, он хотел раскрыть пе­ ред читателями сложность вопросов, во­ круг которых кипели яростные споры, изоб­ разить, как тысячами невидимых нитей со­ единены между собой члены коллектива, как этот коллектив справляется с труднос­ тями, которые кажутся непреодолимыми. Писатель же стремился проникнуть в психологию своих героев, проследить, как тонкие, подчас неожиданные движения ду­ ши определяют и поступки человека, и его отношения с окружающими. Эта «схватка» писателя и журналиста объяснялась условиями, в которых Ф. Тау­ рин писал «Ангару». В финальной части романа один из персо­ нажей бросает ироническую реплику: «Все закончилось, как в правильном производст­ венном романе. К общему благополучию и удовольствию». Писатель мимоходом, но очень точно обозначил один из главных признаков «производственного романа» — ненастоя- щесть конфликта, который служит лишь иллюстрацией к общеизвестным положени­ ям. Сам Ф. Таурин — при всех просчетах, ес­ тественных для начинающего автора — был очень далек от создания ещё одного рома­ на на «производственную тему». Да, легко заметить непрописанность ря­ да персонажей, немотивированность неко­ 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2