Сибирские огни, 1982, № 9
Ю . М о с т к о в ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ФРАНЦА ТАУРИНА Когда появились первые романы Фран ца Таурина — «На Лене-реке» (1954) и «Ангара» (1957), стало очевидно, что в ли тературу пришел своеобразный прозаик, которому по силам раздвинуть.наши пред ставления о действительности. Однако критика не сразу ответила на су щественный вопрос: что является главным в творчестве писателя, так стремительно вошедшего в литературную жизнь страны? Наблюдение, что действие романов Ф. Тау рина развертывается на берегу великих рек, было достаточно поверхностным, хотя, как будто, подкреплялось изданием романа «Гремящий порог» (1962)— о строительст ве крупной гидростанции. Впрочем, уже роман «Ангара» показал, что писатель берется за темы куда более серьезные и глубокие, нежели те, что опре деляются реками, как бы ни была важна их роль в географии и экономике. С первых же страниц «Ангары» мы ощу щаем драматизм событий — неукротима су ровая и могучая река, грозна опасность, нависшая над гидростроителями. Речь идет не только о сроках завершения работ — нужно предотвратить гибель десятков лю дей. Исполнены восхищения страницы, живо писующие красавицу Ангару; под стать ре ке и те, кто приехал на ее берега, чтобы воздвигнуть ГЭС, каких не было в миро вой практике. Порой возникает впечатление, что писа тель озабочен прежде всего одним: не про пустить бы какого-нибудь участка строи тельства. Он ведет нас к экскаваторщикам и со знанием дела изображает особенности работы в карьерах с камнем или глиной, зимой или летом. Вместе с автором мы спускаемся в потерны — узкие хода в теле плотины, вслед за электросварщиком ока зываемся в трубе, где нужна сварка, что бы избежать аварии. В круге нашего вни мания споры о ходе работ, о составе це мента, о сотнях других дел — важнейших и второстепенных. Порой это мешает — множество персо нажей теснится на страницах романа, иног да мы узнаем должность и фамилию чело века, но характер его остается в тени. Объясняется это просто — во Франце Та урине, когда он работал над романом «Ан гара», боролись друг против друга журна лист и писатель. Журналиста подгонял не умолчный шум великой стройки, первенца Ангарского каскада, он хотел раскрыть пе ред читателями сложность вопросов, во круг которых кипели яростные споры, изоб разить, как тысячами невидимых нитей со единены между собой члены коллектива, как этот коллектив справляется с труднос тями, которые кажутся непреодолимыми. Писатель же стремился проникнуть в психологию своих героев, проследить, как тонкие, подчас неожиданные движения ду ши определяют и поступки человека, и его отношения с окружающими. Эта «схватка» писателя и журналиста объяснялась условиями, в которых Ф. Тау рин писал «Ангару». В финальной части романа один из персо нажей бросает ироническую реплику: «Все закончилось, как в правильном производст венном романе. К общему благополучию и удовольствию». Писатель мимоходом, но очень точно обозначил один из главных признаков «производственного романа» — ненастоя- щесть конфликта, который служит лишь иллюстрацией к общеизвестным положени ям. Сам Ф. Таурин — при всех просчетах, ес тественных для начинающего автора — был очень далек от создания ещё одного рома на на «производственную тему». Да, легко заметить непрописанность ря да персонажей, немотивированность неко 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2