Сибирские огни, 1982, № 9
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Р. Винонен ТРОЕ В НИМБАХ- ГЕРОЙ, ПОЭТ, КРИТИК 1 Поэзия Сибири так же бескрайна, как са ма Сибирь. Но когда прочитываешь десят ки (из сотен возможных) стихотворных сборников, то убеждаешься, что нет такой особой «сибирской» поэзии. Уральский хре бет двоит страну, но не литературу. И хотя здесь проживает, вероятно, немало своеоб разных и ярких поэтических индивидуаль ностей, контекст разговора об их творчест ве может быть безусловно только общерос сийским. Прозаики Сибири это блестяще доказали. Они услышаны и всесоюзным, и зарубеж ным читателем. В этом есть и заслуга кри тики — объективной, чутко отличающей подлинное от мнимого. Сибирским поэтам в общероссийском мас штабе, на мой взгляд, повезло меньше — и в этом опять-таки «заслуга» (теперь уже в кавычках) критики. Я говорю о критике не только сугубо местной, так сказать, област ной. или шире — региональной, но и сто личной, призванной, казалось бы, лучше ви деть истинный масштаб явлений. Просторы таковы, что и сильный поэтический голос на пути к читателю может сливаться с тем, что послабее, который бывает подхвачен критикою только потому, что просто оказал ся, что называется, под рукой... Общероссийская забота поэзии сегодня — это, грубо говоря, проблема качества. Сог ласен, что это достаточно вечная проблема. Смысл каждой писательской пятилетки. Но ведь поэт потому и поэт, что он чувствует себя обитателем вечности. Иначе он — обы ватель. Тот или иной пишущий стихи бывает ме лок не оттого, что бесталанен, а потому, что не затевает крупного, разговора о' мире, предпочитая перебирать подробности жиз ни, как слепой. Конечно, достоверность — это хорошо, тут не поспоришь. Вместе с тем скрупулезный, скажем, автобиографизм ра но или поздно исчерпывает себя. Я, напри мер, жду какого-то нового шага от талант ливого иркутского поэта Анатолия Кобенко- ва. От его стихов веет проникновенной ду шевностью; интонация голоса у него очень доверительна и не лишена иронии. Однако жесткая привязка к фактам, допустим солдатских будней, неизбежно придает его стихотворениям некоторый налет журнализ- Я дневалю. Казарму шатает от храпа... В спальных комнатах душно: там запах сапожного крема и портянок мешается с запахом детства и с кружащим башку сногсшибательным запахом сна... Меж двухъярусных коек бреду за дежурным по части: он подумал, что кто-то ушел в самоволку — проверяет... Я слышу. как всхлипнул Серега. Как Иван Коробков засмеялся и дочку окликнул, слышу храп рядового Попова, а Дудочкин Санька и во сне напевает... И так далее. Многие стихи из книги А. Ко- бенкова «Два года» (Иркутск, 1978) произ водят впечатление лирической прозы, подчас превосходно зарифмованной, но все-таки прозы.' Правда, они подкупают раскован ностью манеры, но... В критике много толкуется о традициях и новаторстве. Все мы знаем, что новаторов у нас, в общем, нет. Но их нет именно пото му, что поэты забывают о традициях. «Тра диционной» почему-то повелось называть безликую стихотворную речь, за которой не отличишь одного автора от десяти других. А по настоящей традиции поэт — это всегда и языкотворец. Сегодня в поэзии, на мой взгляд, остро ощущается нехватка той на грузки на слово, какую оказывал на него, 156
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2