Сибирские огни, 1982, № 9
лям (ведь мы целый месяц прожили на ост рове'как робинзоны!), я ехал на «амфибии» вдоль берега Сухого Баграса к походным вагончикам бригады, которые предстояло перебросить вплавь на ту сторону широко разлившейся реки. А вода наступала на остров неумолимо. Вот с шумом рухнуло в воду еще одно де ревце и, подхваченное течением, понеслось неведомо куда. Сейчас, наверное, та же участь постигнет и корявую сосну, сильно уже наклонившуюся вперед и каким-то чу дом еще державшуюся на размытом берегу. Этим чудом были узловатые, разной тол щины корни дерева. Мертвой хваткой вце пились они в землю, напружинились, точно пальцы -человека, повисшего над обры вом. И сосна жила. Упрямо стояла, неказистая с виду, назлб безжалостным ударам ветра и волн. Стояла так все дни и ночи, что сужде но нам было прожить на этом пустынном островке. Сколько раз, любуясь упорным по единком дерева Со стихией, Я Думал с ува жением: «Вот так корни-корешочки! Тоже ведь по-своему сражаются за жизнь...» Однако в то утро надо было спешить, и я принядся за дело. Один конец длинного тро са прикрепил к вагончику, второй — к «ам фибии» и поплыл на ту сторону реки, где меня поДЖиДаЛ вОдйЧеЛв ГТТ — гусеничного тяжелого тягача. К эЧОй мощной машине Мы и привязали буксир, она рванулась вперед на полной скорости, и наш вагончик, в кото ром предварительно были плотно закрыты окна и дйери, РОчно лодка, бысЧро засколь зил по реке. Так мы переправили На «мате рик» три оставшихся вагончгійа (сушилку, культбудку и столовую), И Я распрощался С водителем ГТТ. Ой потащил вагойчикй на новую «точку», а Я поплыл обратно, Чтобы забрать ёахту, ОчейидгіО, уже закончившую консервацию СкважиНы. Когда до буровой ОССаЛось метров ДйЁССи, вижу: бежит найстреЧу бурнЛвЩик ИнЧеЛь Хасанов, рукаМй машет, кричит Что-то, а что — не разобрать. Но сразу ЄкНуло сёрД- це — беда. Беда на буровой Случилась действительно нешуточгіая — гіё выдержала рёзвба, И На- сосно-кОМгірёсСОрНые трубкгі, ОССОВдИНИв- шись от флянца, полетели вниз, застряли где-то на двухсотметровой глубине. Остав лять их там нельзя — засосет песком, и по гибла скважина стоимостью не в одну сот ню тысяч рублей. А главное — на неопреде ленный срок отодвигается разработка так нужного Нефтяного месторождения, ибо его разведку опять придется начинать с ну ля. Надо было срочно организовать ловиль ные работы, но для этого к имевшейся у нас труболовке нужно хотя бы метров две сти труб. А где их взять? Все оборудование буровой и оставшиеся материалы мы уже отправили к месту новой скважины. И тут я вспомнил, что километрах в четырех от нас есть старая скважина, которую в свое время из-за аварий не смогли довести до проектной отметки и закрыли. И ребятам эта мысль понравилась. «Трубы там,— гово рят,— наверняка есть. Давай, мастер, заво ди свою «земноводную». Много лет прошло с тех пор. Не раз по том экзаменовал нас Самотлор: на кре пость характера, выдержку, настоящую мужскую дружбу и взаимовыручку. Но те 134 авральные работы на крошечном осЧропке и сейчас в памяти. ...Ревет, захлебываясь, двгіЧаЧеЛь. Ґрйзь ошметками летит из-под колес, На букси ре — две двадцатипятгіМёЧрвйУе трубы. Взять больше за один рейс Нашей «ЗМфи- бйй» не ПОД силу. Да й с ЭТИМ Крузом Єй 46 и дело приходится подсоблять. — Навались! Ещё раз — взяли! Ну? Машина с трудом выкатывается из глубо кой колдобины, чтобы через сотню-другую метров опять намертво застрять в непро лазной грязи. И так — от солнца до солнца... Двенадцать рейсов потребовалось нам сделать, чтобы доставить к скважине нужное количество труб. На это ушло два дня, за полненных работой, от которой темнело в глазах. А вечерами мы собирались в тесный кру жок у походного костра, и кто-нибудь го ворил: — Давайте, мужики, чаек заварим. Наш, бригадный. И на раскаленные камни ставился чайник, снаружи черный от копоти, а внутри — от заварки. Он скоро так заливисто начинал свистеть ущербным носом, что сами собой разглаживались морщинки на усталых лицах. И вот уже на импровизированном сЧОЛе -— «брёзентухе», раёстеЛенНОй на тра ве, — пбяёяйЛйсь круЖки, т&кйё же закоп ченные изнутри, как и сам чайник. В них наливали черную, точно деготь, ароматную влагу и, обжигаясь, пили. Вприкуску с шут ками — все равно больше было не с чем: по следнюю банку тушенки по-братски раздели ли за обедом. «Хорош чаек! — скажет кто- нибудь, передавая кружку товарищу, и ус мехнется.— Ну вот — теперь наравне с го лодным жить можно...» Ой веселил, бодрил нас, бригадный чай, вкусно^ пахнувШйй дымком от костра, впи тавший в себя гі Жар раскаленных камней, и цвет Закопченных боков чайника, и терп кую горечь тех холодных весенних ночей. На Чретий день рано утром начали ло вильные рабОЧЫ. К первой Трубе присоеди нили ЧрубоЛовку и так, НостёпёННо нара щивай Колонну, Все НЛубже ОНускали ее в скважину, пока не нащупаЛгі «голову» на- сосНО-кОМПреееорнЫХ трубок. ЁДвЗ «пойма ли» их и с помощью лебедки потащили на верх, как вдруг — затяжка! И после перво го же, осторожного и несильного, рывка ко лонна оборвалась й Оказалась уже на четы рехсотметровой глубине. И опять заурчала наша «амфибия», полетела к заброшенной скважине за новой партией старых буриль ных труб. Опять нам все пришлось начинать с нуля... Лишь третья попытка увенчалась успе хом. И когда, заменив погнутые «макароны» исправными (так промеж себя Зовут насос но-компрессорные трубки буровики), мы снова опустгіли их в скважину, надежно за консервировав ее, у парйей едва осталось сил добраться до навеса, что спасал нас от дождя все эти дни. ...Вповалку спят прямо на земле мои то варищи. Бурильщик Йнгель ХасаНов, помбу ры Илья Кондратьев и Александр Доров- ских, дизелисты Валентин Тоболов и Алек сандр Шептухин — пятеро исхудавшйх, гу сто заросших щетиной парней, еумевших все-таки сделать то, что поначалу нам са мим казалось нейозможным. СПят обняё-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2