Сибирские огни, 1982, № 9
ва в оригинальных версиях не идут, зато становятся мюзиклами, новомодными дейст вами с куплетами, мне вспоминается, что де лал многократно воспетый нашими прозаи ками дед, когда видел, как нерадивый вну чек швыряет в пыль кусок хлеба». На пути приобщения молодежи к серьез ной музыке встала «армада» всевозможных легкодоступных эстрадных ансамблей, иг рающих в самых разнузданных стилях,— рок, бит, диско... К тому же немало в этом плане делается с помощью кинематографа, грампластинок, других средств пропаганды. Новосибирский Дом грампластинок фирмы «Мелодия», обслуживающий также Томскую и Кемеровскую области и Алтайский край, получает пластинки с произведениями Баха, Моцарта, Бетховена, Шумана по 500—600 экземпляров, а диски с записями «АББА», «Бони-М» — до двадцати тысяч штук. Об щее же соотношение количества пластинок классической и эстрадно-танцевальной му зыки составляет 1:7. Серьезное беспокойство вызывают некото рые новые явления на книжном рынке. По вышенный спрос на художественную лите ратуру вызвал к жизни такую форму тор говли, как обмен книгами через букинисти ческие магазины. В целом этот виЛ торгов ли пришелся по душе книголюбам. Кроме того, он призван поставить заслон так на зываемым «черным рынкам», хотя, всяче ски маскируясь, они возникают в самых не ожиданных местах. Но речь не об этом. Задуматься заставляет анализ записей в книге обменного фонда букинистического магазина. Судя по авторам произведений, упоминающимся в обменной картотеке, на ступила эпоха ренессанса Дюма. За Дюма можно выменять все — Пушкина и Жюля Верна, Шиллера и Гюго, Чехова и Хемин гуэя... Список можно продолжить, ибо из тысячи карточек, примерно, в восьмистах предлагается что угодно за Дюма! Это не только печальная картотека деградации ин тересов и вкусов, но и одновременно серь езный упрек советской литературе, своевре менно не уловившей нарастающей потребно сти и интереса молодежи к сюжетам ярким, увлекательным и динамичным, воспевающим верность, мужество, дружбу. Нужны значительные усилия, чтобы из менить положение, развить активные фор мы освоения культурных ценностей, помочь молодежи — и не только ей! — приобщить ся к подлинному искусству. Наше общество располагает большими материальными и духовными возможностя ми для все более полного развития личное-- ти и будет наращивать их впредь. Но важ но, вместе с тем, чтобы каждый человек умел этими возможностями пользоваться. Нам предстоит многое сделать в разви тии социалистической культуры и искус ства, повышении их роли в формировании разнообразных духовных потребностей со ветских людей. И задача заключается в том, чтобы искать наиболее правильные, на иболее эффективные решения всех этих проблем. Сегодня для каждого творческого кол лектива, для каждого писателя, художника, композитора, артиста, журналиста, работни ка кино, клуба, библиотеки и парка важно не только уяснить, что обострение идеоло гической борьбы, увеличение ее масштабов ставит целый ряд практических задач, но и определить свое место в их решении. Хочу напомнить замечательные слова поэ- та-сибиряка Василия Федорова: «Все ис пытав, мы знаем сами, что в дни психиче ских атак сердца, не занятые нами, не меш кая, займет наш враг. Займет, сводя все те же счеты. Займет, засядет, нас разя... Серд ца! Да это же высоты, которых отдавать нельзя!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2