Сибирские огни, 1982, № 9

ва в оригинальных версиях не идут, зато становятся мюзиклами, новомодными дейст­ вами с куплетами, мне вспоминается, что де­ лал многократно воспетый нашими прозаи­ ками дед, когда видел, как нерадивый вну­ чек швыряет в пыль кусок хлеба». На пути приобщения молодежи к серьез­ ной музыке встала «армада» всевозможных легкодоступных эстрадных ансамблей, иг­ рающих в самых разнузданных стилях,— рок, бит, диско... К тому же немало в этом плане делается с помощью кинематографа, грампластинок, других средств пропаганды. Новосибирский Дом грампластинок фирмы «Мелодия», обслуживающий также Томскую и Кемеровскую области и Алтайский край, получает пластинки с произведениями Баха, Моцарта, Бетховена, Шумана по 500—600 экземпляров, а диски с записями «АББА», «Бони-М» — до двадцати тысяч штук. Об­ щее же соотношение количества пластинок классической и эстрадно-танцевальной му­ зыки составляет 1:7. Серьезное беспокойство вызывают некото­ рые новые явления на книжном рынке. По­ вышенный спрос на художественную лите­ ратуру вызвал к жизни такую форму тор­ говли, как обмен книгами через букинисти­ ческие магазины. В целом этот виЛ торгов­ ли пришелся по душе книголюбам. Кроме того, он призван поставить заслон так на­ зываемым «черным рынкам», хотя, всяче­ ски маскируясь, они возникают в самых не­ ожиданных местах. Но речь не об этом. Задуматься заставляет анализ записей в книге обменного фонда букинистического магазина. Судя по авторам произведений, упоминающимся в обменной картотеке, на­ ступила эпоха ренессанса Дюма. За Дюма можно выменять все — Пушкина и Жюля Верна, Шиллера и Гюго, Чехова и Хемин­ гуэя... Список можно продолжить, ибо из тысячи карточек, примерно, в восьмистах предлагается что угодно за Дюма! Это не только печальная картотека деградации ин­ тересов и вкусов, но и одновременно серь­ езный упрек советской литературе, своевре­ менно не уловившей нарастающей потребно­ сти и интереса молодежи к сюжетам ярким, увлекательным и динамичным, воспевающим верность, мужество, дружбу. Нужны значительные усилия, чтобы из­ менить положение, развить активные фор­ мы освоения культурных ценностей, помочь молодежи — и не только ей! — приобщить­ ся к подлинному искусству. Наше общество располагает большими материальными и духовными возможностя­ ми для все более полного развития личное-- ти и будет наращивать их впредь. Но важ­ но, вместе с тем, чтобы каждый человек умел этими возможностями пользоваться. Нам предстоит многое сделать в разви­ тии социалистической культуры и искус­ ства, повышении их роли в формировании разнообразных духовных потребностей со­ ветских людей. И задача заключается в том, чтобы искать наиболее правильные, на­ иболее эффективные решения всех этих проблем. Сегодня для каждого творческого кол­ лектива, для каждого писателя, художника, композитора, артиста, журналиста, работни­ ка кино, клуба, библиотеки и парка важно не только уяснить, что обострение идеоло­ гической борьбы, увеличение ее масштабов ставит целый ряд практических задач, но и определить свое место в их решении. Хочу напомнить замечательные слова поэ- та-сибиряка Василия Федорова: «Все ис­ пытав, мы знаем сами, что в дни психиче­ ских атак сердца, не занятые нами, не меш­ кая, займет наш враг. Займет, сводя все те же счеты. Займет, засядет, нас разя... Серд­ ца! Да это же высоты, которых отдавать нельзя!»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2