Сибирские огни, 1982, № 9

«Машина времени». «Носите маски,— зву­ чало с эстрады.— Лишь только под маской ты сможешь остаться собой. И если у дру­ га случилась беДа, маску участья не позд­ но надеть никогда». В письмах в партийные и советские орга­ ны, на радио и в печать люди жалуются на то, что экраны кинотеатров заполняются зарубежными фильмами с элементами на­ турализма, секса, пропаганды буржуазного образа жизни, что молодежь воспринимает культивируемые западный искусством мане­ ры и вкусы, а вместе с ними их мысли и поступки. С этим нельзя не согласиться. В среднем в каждый год минувшей Пяти­ летки на экранах города демонстрировалось 45 фильмов производства Капиталистиче­ ских стран. Отличительная черта большин­ ства из них — ненавязчивое идеализирова­ ние Западного образа й стиля жизни С упо­ ром на личный комфорт, с утверждением до­ суга, как «истинного времени жизни», смысла человеческого существования. Такие филь­ мы не проходят бесследно. Они вырабаты­ вают соответствующие критерии к жизни. Для сравнения можно привести пример организации проката наших фильмов в ка­ питалистических странах. В одном из номе­ ров западногерманского журнала «Гутен таг» была опубликована статья, озаглавлен­ ная «Советские кинематографисты очень до­ вольны», в которой говорится о неделе со­ ветского фильма, проходившей в марте прошлого года в четырех городах ФРГ. Для показа было отобрано шесть фильмов — «Несколько интервью по личным вопросам», «Осенний марафон», «Емельян Пугачев», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни Обломова» и «Поворот». На открытии не­ дели во Франкфурте-на-Майне начальник отдела культуры городского магистрата на­ звал показ ісоветских фильмов шансом для жителей города через кинокамеру познако­ миться с жизнью, мыслями и ощущениями людей в СССР, хотя при этом был показан всего один сеанс фильма «Осенний мара­ фон». А представитель немецкого института киноведения, отметив «обнадеживающую реакцию публики», сообщил, что за две не­ дели советские фильмы посмотрели четыре с половиной тысячи зрителей. Далее журнал информирует, что подобные кинонедели про­ ходят раз в три года. Есть над чем заду­ маться, если иметь в виду, что многие за­ рубежные фильмы демонстируются у нас до 35 дней подряд по семь сеансов в дегіь, со­ бирая сотни тысяч зрителей. В связи с этим уместно вспомнить заме­ чание С. Эйзенштейна. «Наше кино,-— писал он,— не умиротворяющее средство, а боевое действие. Наше кино, прежде всего,—ору­ жие, когда дело идет о столкновении с враж­ дебной идеологией, и прежде. всего — ору­ дие, когда оно призвано к основной своей деятельности — воздействовать и пересозда­ вать». В последнее время широкую популярность среди молодежи приобрели дискотеки. Луч­ шие из них — интересные, эмоционально на­ сыщенные тематические программы — дей­ ственно влияют на формирование эстети­ ческих вкусов, пропагандируют образцы мно­ гонационального советского искусства, а также прогрессивных зарубежных авторов и исполнителей. Но высокий художественный уровень и гражданское звучание тематических Про­ грамм, как правило, обеспечивается тОЛько там, где дискотеки пользуются внИмаййём и поддержкой Партийных и общественных органгіЗацйй. Если этого нет, Зачастую По­ пользуются низкопробные образцы Западной музыкалВно-танцеВальной культуры, Несу­ щие в себе чуждое коммунйстической иде­ ологии содержание. К чему ЗЧо ведёФ, можйо видеть На при­ мере, оййсанном в журнале «ПуЭн» коррес­ пондентом, который побьівВл В одйой иЗ йа- рижСкйх дискотек: «БеЗДгікая и найомйНЯ- ющйя стадо баранов толпа поклонников «диско» не ставит никаких вопросов, не вы­ ражает никаких идей. Ока танцует, поддав­ шись-гипнозу 125 ударов в мййуту. Мело­ дия, слова — все Отошло на задний План, да и о Чем можно говорить, если двухтактная музыка настолько примитивна, что рядом с нею «рОк-Н-рОлл» —- это просто Стравин­ ский». Однажды на трех пляжах Новосибирска был проведен подсчет звучащих магнитофо­ нов и транзисторов. Из 10Й аппаратов толь­ ко в одном звучала русская народная пес­ ня, а зарубежная эстрада — в семидесяти. Подобное можно наблюдать в парках куль­ туры, местах массового отдыха, в автобу­ сах, поездах и самолетах, на речных судах, где безо всякой меры звучит музыка всевоз­ можных западных ансамблей. Даже в пи­ онерских лагерях дети делают зарядку под звуки далеко не пионерских песенок из ре­ пертуара западногерманского ансамбля «Чингиз-хан». Чего уж говорить об эстрад­ ных оркестрах ресторанов и кафе. Оглуша­ ющая громкость звучания и отсутствие ху­ дожественного вкуса присущи большинству подобных коллективов. За вечер порой не звучит ни одно произведение советских ком­ позиторов; и нет в ресторанах «Садко», «Обь», «Русь», ничего, кроме названий, ни российского, ни обского. Невольно задумаешься, насколько прав был В. И. Ленин, когда говорил, что никто нам больше вреда не сделает, чем мы сами своим головотяпством. Любой знает, сколь опасна сорная трава на культурной ниве; если своевременно не принимать мер, она может агрессивно распространиться, заби­ вая собою злаки. Мы не можем запрещать или диктовать, что слушать или играть до­ ма, но в советскрм учреждении,- в советской школе должно звучать подлинное искусство, пропагандироваться советский образ жизни. Глубоко прав Виталий Коротич, который писал в статье «Хлеб нашей жизни», опуб­ ликованной в газете «Известия»: «Мне ка­ жется, духовной бесхозяйственностью и не­ посредственностью та легкость, с которой мы отдаем иные великие произведения сло­ ва и музыки на откуп музыкальным проказ­ никам. Народные мелодии, терзаемые на ги­ тарных сковородках электромузыкальных ансамблей, советская песенная классика, хрипящая порой в удавках неких исполни­ тельских вариантов, научно именуемых аранжировками,— все это добрый хлеб, из которого сытые пальцы лепят чертиков да шарики для швыряния. Когда я слышу од­ ну из самых щемящих военных песен — «Темная ночь» Н. Богословского, превраща­ емую в тангошку для ресторанных оркест­ риков, когда я вижу, что «Любовь Яровая» К. Тренева или «Город на заре» А. Арбузо- 131 9*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2