Сибирские огни, 1982, № 9

родной». Улучшилось оформление и поли­ графическое исполнение гізяанйй. 15 книг отмечены дипломами и премиями Всесоюз­ ных и Всероссийских конкурсов, а серий «Молодая проза Сибири» Присуждена пре­ мия ЛейННскогО комсомола. За последние годы среди новосибирцев вновь возрос интерес к театру, й это не мо­ жет не радовать. Все Чаще стали появлять­ ся аншлаги. Десять спектаклей новосибир­ ских театров были отмечены за десятую пятилетку дипломами и поощрительными премиями Министерства культуры СССР и Российской Федераций. Среди них «Дядя Ваня» А. Чехова, героическая драма В. Ки­ на «Сквозь время», Оперетта Е. Птичкина «Бабий бунт», комедия К. Сакони «Парик, из Гонконга». Особенно порадовали такие спектакли, как опера «ОтеЛЛо» Дж. Верди, балет А. Ха­ чатуряна «Спартак», драмЫ М. Шатрова «Большевики» и «Спешите делать добро» М. Рощина, в которых режиссеры и исполни­ тели, проявив максимум творческой и граж­ данской отдачи, создали интересные, пре­ дельно достоверные, с большим философ­ ским смыслом образы. Вероятно, каждый Из нас Замечал, Что пос­ ле появления талантливого произведения оно с поразительной быстротой становится центром горячих обсуждений, о нем спорят, с увлечением пересказывают друг другу, возникает неодолимая потребность поде­ литься. Верно подмечено: когда на сцене истинный художник, образ, созданный им, всегда больше роли. Это всегда роль плюс личность актера, актера-кОммуййсТа, акте- ра-борца. ОтраДно отМетйть, Что за последние го­ ды, особенно после выхода в свет поста­ новления ЦК КПСС «О работе с творчес­ кой молодежью*, возросла активность мо­ лодых литераторов, художников, компози­ торов, кинематографистов, актеров. В го­ роде Интересно работает несколько литера­ турных объединений и различных студий Для моЛоДежи. Большими событиями были литературные, музыкальные, художествен­ ные декады и фестивали, в которых наряду с известными литераторами, композиторами, художниками, деятелями тСЗТра и кгіно, ак­ тивно участвовала Одаренная творческая молодежь. Однако, несмотря на то, что в области культуры у нас немало положительного и интересного, следует сказать и о другом. Знакомясь с некоторыми Произведениями, порой испытываешь нСдоуМеНйе и даже чувство протеста, иные оставляют равно­ душным, а третьи вообще не поймешь, зачем они создавались. Это относится к появля­ ющимся время от времени слабым в идей­ но-художественном отношении Произведени­ ям, лишенным остроты социального зре­ ния, невыразительным и быстро закончив­ шим свою сценическую жизнь спектаклям, проявлению повышенного интереса и ув­ лечения некоторых художников, особенно молодого Поколения, всевозможными модер­ нистскими течениями. Съезд партии предостерег деятелей ис­ кусства от того, чтобы серые, убогйе в ху­ дожественном отношении вещи не прикры­ вались актуальностью темы, чтобы герои произведений не замыкались в круге ме­ лочных дел, а Жгілй забЬтЗмй вСёй страны, 130 бороЛись за торжество справедливости и добра. ЦК партии учит, чтобы в художест­ венном творчестве не допускалось ни одного факта отхода от партийно-клаСсовЫх прин­ ципов в оценке Общественной жизни, исто­ рического прошлого, учит вести Последо­ вательную борьбу за четкость марксистско- ленинских методологических критериев, ПОД­ ЛИННЫЙ историзм, глубину и научную доб­ росовестность создаваемых работ. Сейчас уЖе не Оспаривается нгікем, кроме наиболее, ревностных Поборников теорий так называемого «чиСТого искусства», чтО художественное творчество выполняет су­ щественную и весьма важную идеологиче­ скую функцию. Особенность Исила её Состо­ ит прежде всего в тОМ, Что искусство Почти незаметно воздействует На сОзнаНгіё челове­ ка, его Чувства и волю. Идеологические ас­ пекты органично вплетены в тканЬ живых, зримых художественных образов. И Чем глубже, идейно Насыщеннее И эмоционально увлекательнее созданный образ, тем сйЛв- нёе и многосторонней Воздействие искус­ ства. Нас не может не беспокоить тенденция включать в репертуар произведений; кото­ рые по своей идеологической нагруЗке ина­ че как облегченными не Назовешь. К со­ жалению, Много еще в репертуаре так на­ зываемых Театральных «шлягеров», В также повторных Постановок, ЧТО ВёДет к Однооб­ разию афиш, НиВелйрованиЮ реПертуаргіо- го лгіца театров. Достаточно вспОМНИТь про­ шлогоднее Гастрольное лето в Новосибир­ ске. С удя по афишам театров, произошел экологический вЗрый ИОпуляцйгі глухарей; и эта довольно редкая ПтИЦВ в изобилии свила свои Гнезда на подмостках Театров От МОскВы до Благовещенска. Четыре ЙйУёр- претаЦии гЛуХарийОгО пеНиЯ за сезОй — не Много лгі? К. С. Станиславский писал, что «тёатр и актеров сЛбДуеТ оценивать не по КОлйчеСтВу поставленных Пьес И сыгранных роЛёй, нё по количеству шумных и легких успехов, не по обиЛгіЮ лёстгіых критгік, а Только ПО ка­ честву художественных созданий». Думаетсй, с этим Заветом великого режис­ сера и педагога стоит чаще сВеряТь свой рели и ДейсТВгія не только работникам те­ атра, но И всем занимающимся художест­ венным творчеством. Ныне Все больше возрастает социальная ответственность деятелей культуры И Ис­ кусства не только за свое ТвбрЧество, но И за личное поведение. Поэтому возникает необходимость больше Заботиться о том, чтобы художник не Только декларировал лучшие человеческие качества, 3 Обладал иМи и активно прояВлйЛ их — ИВ творчест­ ве, и во вЗаймоотноШейййх с люДьмй, И во­ обще в жиЗни. Ибо резонанс ошибок, Невер­ ных поступков (даже в самом обЫЧнОм жи­ тейском плайе), совершенных дёятёлём культуры, столь же сиЛёй, кЗк и резонанс достижений его творчества. Особую Тревогу вызывает репертуар эст­ радных коллективов. В фиЛармонйческой деятельности коммерческие соображения порой Затеняют идейное содержание. К при­ меру, несколько Дней подряд многочислен­ ная Молодежная аудиторий, До преДёЛа за­ полнявшая трйбуИЫ лёДОйОГО дворца «Си­ бирь», жадно впитыВаЛа Откровений в фор­ ме музыкальных рОк-КОМпЬЗйций ансамбля

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2