Сибирские огни, 1982, № 9
родной». Улучшилось оформление и поли графическое исполнение гізяанйй. 15 книг отмечены дипломами и премиями Всесоюз ных и Всероссийских конкурсов, а серий «Молодая проза Сибири» Присуждена пре мия ЛейННскогО комсомола. За последние годы среди новосибирцев вновь возрос интерес к театру, й это не мо жет не радовать. Все Чаще стали появлять ся аншлаги. Десять спектаклей новосибир ских театров были отмечены за десятую пятилетку дипломами и поощрительными премиями Министерства культуры СССР и Российской Федераций. Среди них «Дядя Ваня» А. Чехова, героическая драма В. Ки на «Сквозь время», Оперетта Е. Птичкина «Бабий бунт», комедия К. Сакони «Парик, из Гонконга». Особенно порадовали такие спектакли, как опера «ОтеЛЛо» Дж. Верди, балет А. Ха чатуряна «Спартак», драмЫ М. Шатрова «Большевики» и «Спешите делать добро» М. Рощина, в которых режиссеры и исполни тели, проявив максимум творческой и граж данской отдачи, создали интересные, пре дельно достоверные, с большим философ ским смыслом образы. Вероятно, каждый Из нас Замечал, Что пос ле появления талантливого произведения оно с поразительной быстротой становится центром горячих обсуждений, о нем спорят, с увлечением пересказывают друг другу, возникает неодолимая потребность поде литься. Верно подмечено: когда на сцене истинный художник, образ, созданный им, всегда больше роли. Это всегда роль плюс личность актера, актера-кОммуййсТа, акте- ра-борца. ОтраДно отМетйть, Что за последние го ды, особенно после выхода в свет поста новления ЦК КПСС «О работе с творчес кой молодежью*, возросла активность мо лодых литераторов, художников, компози торов, кинематографистов, актеров. В го роде Интересно работает несколько литера турных объединений и различных студий Для моЛоДежи. Большими событиями были литературные, музыкальные, художествен ные декады и фестивали, в которых наряду с известными литераторами, композиторами, художниками, деятелями тСЗТра и кгіно, ак тивно участвовала Одаренная творческая молодежь. Однако, несмотря на то, что в области культуры у нас немало положительного и интересного, следует сказать и о другом. Знакомясь с некоторыми Произведениями, порой испытываешь нСдоуМеНйе и даже чувство протеста, иные оставляют равно душным, а третьи вообще не поймешь, зачем они создавались. Это относится к появля ющимся время от времени слабым в идей но-художественном отношении Произведени ям, лишенным остроты социального зре ния, невыразительным и быстро закончив шим свою сценическую жизнь спектаклям, проявлению повышенного интереса и ув лечения некоторых художников, особенно молодого Поколения, всевозможными модер нистскими течениями. Съезд партии предостерег деятелей ис кусства от того, чтобы серые, убогйе в ху дожественном отношении вещи не прикры вались актуальностью темы, чтобы герои произведений не замыкались в круге ме лочных дел, а Жгілй забЬтЗмй вСёй страны, 130 бороЛись за торжество справедливости и добра. ЦК партии учит, чтобы в художест венном творчестве не допускалось ни одного факта отхода от партийно-клаСсовЫх прин ципов в оценке Общественной жизни, исто рического прошлого, учит вести Последо вательную борьбу за четкость марксистско- ленинских методологических критериев, ПОД ЛИННЫЙ историзм, глубину и научную доб росовестность создаваемых работ. Сейчас уЖе не Оспаривается нгікем, кроме наиболее, ревностных Поборников теорий так называемого «чиСТого искусства», чтО художественное творчество выполняет су щественную и весьма важную идеологиче скую функцию. Особенность Исила её Состо ит прежде всего в тОМ, Что искусство Почти незаметно воздействует На сОзнаНгіё челове ка, его Чувства и волю. Идеологические ас пекты органично вплетены в тканЬ живых, зримых художественных образов. И Чем глубже, идейно Насыщеннее И эмоционально увлекательнее созданный образ, тем сйЛв- нёе и многосторонней Воздействие искус ства. Нас не может не беспокоить тенденция включать в репертуар произведений; кото рые по своей идеологической нагруЗке ина че как облегченными не Назовешь. К со жалению, Много еще в репертуаре так на зываемых Театральных «шлягеров», В также повторных Постановок, ЧТО ВёДет к Однооб разию афиш, НиВелйрованиЮ реПертуаргіо- го лгіца театров. Достаточно вспОМНИТь про шлогоднее Гастрольное лето в Новосибир ске. С удя по афишам театров, произошел экологический вЗрый ИОпуляцйгі глухарей; и эта довольно редкая ПтИЦВ в изобилии свила свои Гнезда на подмостках Театров От МОскВы до Благовещенска. Четыре ЙйУёр- претаЦии гЛуХарийОгО пеНиЯ за сезОй — не Много лгі? К. С. Станиславский писал, что «тёатр и актеров сЛбДуеТ оценивать не по КОлйчеСтВу поставленных Пьес И сыгранных роЛёй, нё по количеству шумных и легких успехов, не по обиЛгіЮ лёстгіых критгік, а Только ПО ка честву художественных созданий». Думаетсй, с этим Заветом великого режис сера и педагога стоит чаще сВеряТь свой рели и ДейсТВгія не только работникам те атра, но И всем занимающимся художест венным творчеством. Ныне Все больше возрастает социальная ответственность деятелей культуры И Ис кусства не только за свое ТвбрЧество, но И за личное поведение. Поэтому возникает необходимость больше Заботиться о том, чтобы художник не Только декларировал лучшие человеческие качества, 3 Обладал иМи и активно прояВлйЛ их — ИВ творчест ве, и во вЗаймоотноШейййх с люДьмй, И во обще в жиЗни. Ибо резонанс ошибок, Невер ных поступков (даже в самом обЫЧнОм жи тейском плайе), совершенных дёятёлём культуры, столь же сиЛёй, кЗк и резонанс достижений его творчества. Особую Тревогу вызывает репертуар эст радных коллективов. В фиЛармонйческой деятельности коммерческие соображения порой Затеняют идейное содержание. К при меру, несколько Дней подряд многочислен ная Молодежная аудиторий, До преДёЛа за полнявшая трйбуИЫ лёДОйОГО дворца «Си бирь», жадно впитыВаЛа Откровений в фор ме музыкальных рОк-КОМпЬЗйций ансамбля
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2