Сибирские огни, 1982, № 9
симся к любому использованию средств ин формации в целях вмешательства в наши внутренние дела. Подрывная пропаганда стала важным по литическим инструментом вмешательства во внутренние дела стран социализма. Нагляд ный пример тому — политические и идеоло гические диверсии против Польши. Уместно напомнить, что еще в 1968 году на V съезде Польской объединенной рабо чей партии Л. И. Брежнев в своем выступ лении подчеркивал, что победа социалисти ческого строя в той или иной стране может в нынешних условиях рассматриваться как окончательная, а реставрация капитализма может считаться исключенной только в том случае, если Коммунистическая партия «...сохраняет сама и воспитывает в народе бдительность в отношении классового вра га, непримиримость к буржуазной идео логии». Нынешние события наглядно подтвержда ют это положение и еще раз напоминают об объективной необходимости повышать политическую бдительность к проискам вра гов социализма. Во-вторых, все больший размах приобре тает так называемая социологическая пропа ганда, или тактика «культурного давления», которая внешне выглядит аполитичной, не нарушающей норм и принципов междуна родных отношений. Ведущее направление здесь — экспорт массовой культуры, стиля, норм поведения, образа жизни Запада. Са ма по себе идея эта не нова. Еще Цицерон, говоря о формировании человеческой души, использовал латинское слово «культура» в значении — возделывание, обрабатывание. Идеологи империализма все более на стойчиво стремятся перенести центр идеоло гической борьбы в область культуры и бы та, где они, как предвидел В. И. Ленин, яв ляются более изворотливыми, искусными и .цепкими. Используя радио, концертные вы ступления, обменные иллюстрированные из дания, кинофильмы, тонко играя на челове ческих эмоциях, что мы порой недооцени ваем, они пытаются наносить удары прежде всего по устоям мировоззрения советских людей, подрывать веру в коммунистические идеалы, подогревать мещанские взгляды и настроения обывательского равнодушия, разрушать коллективистское сознание тру дящихся. Около восьмидесяти процентов всех радиопередач из-за рубежа идет в ху дожественной форме, чтобы воздействовать не только на разум, но и на чувства. Все это направлено на духовное опустошение, оболванийание людей, на утверждение чуж дой нам идеологии. В-третьих, переворот, вызванный научно- технической революцией в средствах мас совой информации, многократно расширил возможности распространения, идей и, сле довательно, воздействия на формирование мировоззрения и политических взглядов лю дей в любой точке Землц. Сейчас на Советский Союз работает бо лее сорока государственных и частных ра диостанций, ведущих передачи на 25 языках народов СССР. Объем их вещания состав ляет 270 часов в сутки (из них 60 часов приходится на долю радио Пекина). При современных научно-технических средствах эфир практически становится открытым. На повестке дня уже стоит вопрос об исполь зовании искусственных спутников Земли для непосредственного телевизионного ве щания на индивидуальные приемники. В-четвертых, весьма характерным являет ся стремление использовать обосновавших ся на Западе отщепенцев из социалистичес ких стран для расширения и активизации подрывной деятельности. Кроме того, нель зя недооценивать усилившуюся смычку пря мых антисоветчиков, антикоммунистов с разного рода ревизионистскими элемен тами. Широко используется сионистская пропа ганда, которая стремится установить духов ный контроль над советскими гражданами еврейской национальности. За призывами сионистов к воссоединению с родственника ми, «восстановлению еврейской националь ной культуры», за шовинистическими лозун гами «единого еврейского государства» и лживыми посулами отчетливо видна клас совая цель сионистов — нанести ущерб ав торитету СССР, склонить советских евреев к отказу от социалистического образа жизни. Известную активность проявляют религи озные организации, стремящиеся использо вать колоссальные возможности индивиду ального подхода к людям. Наконец, существенным моментом, на ко торый хотелось бы обратить внимание, яв ляется настойчивое стремление наших иде ологических противников определить соци альный адрес пропаганды, выделяя две ос новные аудитории — интеллигенцию и мо лодежь. Буржуазия пытается привить молодежи представления, в которых преобладающее место занимали бы индивидуализм, потре бительство, аполитичность и общественное равнодушие, всемерно культивируя индиви дуалистические инстинкты обывателя — эго изм, жадность, корыстолюбие и т. д. Один из буржуазных представителей на уки о молодежи писал: «Мы должны стре миться к тому, чтобы любыми средствами отвратить молодежь от политики. Пусть молодые балбесы делают, что хотят: танцу ют рок-н-ролл, занимаются спортом, лю бовью, посещают ночные клубы, наконец, дерутся — это их право, и мы не можем им отказать в этом. Но мы обязаны уберечь их от увлечения политикой, которая, в конеч ном счете, окажется «марксистской». В последние годы усилились попытки бур жуазной пропаганды создать массовую базу среди рабочего класса и крестьянства. Вве дены постоянные рубрики передач, в кото рых в особо привлекательном свете рисует ся положение рабочего класса и фермеров в развитых капиталистических странах. Учитывая многонациональный состав СССР, наши противники пытаются подогре вать националистические проявления, ожи вить националистические предрассудки, вы звать межнациональные трения, подорвать интернациональное единство советских лю дей. Предпринимаются всяческие попытки ис пользовать наличие антисоциальных явле ний, имеющихся в нашем обществе, таких, как хищения, взяточничество, пьянство, спе куляция, стремясь представить их врожден ными пороками социализма. Анализ всех этих методов дает не толь ко возможность в полной мере осознать их 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2