Сибирские огни, 1982, № 9

ла и будет прибегать к самой отчаянной лжи и клевете». При этом отличительная особенность их устремлений — во все более активном пере­ ходе к осуществлению «эрозии социализма» посредством идеологических акций именно в сфере культуры и искусства, ибо ни одна другая область духовной жизни общества не имеет ныне таких мощных каналов про­ никновения и влияния на массы. Искусство стало ареной жесточайшей идеологической борьбы, борьбы за чувства и эмоции людей, за мировоззрение человека и направленность всего духовного облика личности. В современных условиях оно ста­ ло важнейшим инструментом идеологиче­ ской борьбы, средством, воспитывающим умение ориентироваться в обстановке ост­ рого Идеологического противоборства меж­ ду сйЛами соцйаЛйзма Й капитализма. Это понимаем и мы, и наши противники. И хотя в наіііем обществе нёт социальной почвы для прорастания ядовитых семян, ко­ торые забрасываются к нам из-за рубежа, и те, кто организует и финансирует эти ак­ ции, не получают ожидаемых политических результатов, нельзя не видеть, что на ка­ кую-то часть населения, пусть небольшую, буржуазная пропаганда порой оказывает определенное влияние. Поэтому мы не впра­ ве полагаться нй самотек гі Проявлять пас­ сивность. Ведь всякое умаление социалисти­ ческой идеологии, предупреждая В. И. Ле­ нин, всякое отстраиенйр от нее означает тем самым усиление идеологий буржуазной. События последнего времени особенно на­ стоятельно диктуют необходимость форми­ рования со школьных лет умения с четких классовых позиций оценивать явления об­ щественной жизни, правильно, критически разбираться в любой информации, любых пропагандистских материалах; исходящих от нашего классового противника, воспитан ния у наших людей не только идеологичес­ кого «иммунитета», но и умения наступа­ тельно отстаивать идеалы социализма. В этих обстоятельствах партийные орга­ низации, творческие СОЮЗЫ; Деятели КуЛЬТУ- ры й искусства должны рассматривать иде­ ологическую борьбу как одну йз важней­ ших Сфер своей деятельности, обращая особое Внймание на усиление контрііро- паганДЫ. В деятельности нашей-Партии, ЦК КПСС вопросы йДеОлогии, куЛьтуры и искусства всёгДа заниМЯлй Центральное место. Послед­ ние гоДы в этом Отношении отличает не только широта охвата идеологических проб­ лем, НО й интенсивность их разработки. Приняты решейия по развитию кинемато­ графии, литераТурно-Художествённой Крити­ ки, пйввіінёнию роли музеев и библиотек, развитию самодеятельного художествен­ ного Творчества, рабоТе с творческой моло­ дежью и улучшению культурного обслужи­ вания сельского населбнйя. В них не ТОЛько Определены задачи дальнейшего повышения роли социалистической культуры и искус­ ства в йдейно-поЛйтиЧескОм, нравственном й Эстетическом воспитаний советских людей, формировании их духовных запросов, НО и Дана чеТкаЯ методология их йаилуЧШего решения, ОбОЗИачёкьі йлЮчевыё точки йри- Ложёййя сгіл Партийных, советских, Профсо­ юзных, комсбмйльСкй* оргййизаций, идеоло­ гических учреждений. Достижения советского искусства во мно­ гом предопределяются тем, как успешно художники (в широком смысле слова) овла­ деваю т Марксистско-ленинским методом ана­ лиза и оценки явлений общественной жиз­ ни. Поэтому все большее значение приобре­ тает такая сторона деятельности партийных организаций, учреждений культуры и искус­ ства, творческих союзов, как забота о раз­ витии у художественной интеллигенции по­ требности в изучении марксистско-ленинской теории, умения применять ее в творческой практике и общественной деятельности. Это касается любого художника, в какой бы сфере и в каком бы жанре он ни работал, каким бы материалом ни оперировал. Сей­ час, когда идет гигантское сражение идей, многое зависит от того, чье искусство, чьи художники окажутся выше по уровню и мастерству. Достаточно большим и опытным отрядом высококвалифицированных кадров худо­ жественной интеллигенци располагает Но­ восибирск. В его составе 26 прозаиков и критиков, 20 поэтов, 68 живописцев и скульпторов, 24 композитора и музыковеда, 45 кинематографистов, 605 деятелей теат­ ров, около 600 артистов и музыкантов фи­ лармонических коллективов, 570 преподава­ телей консерватории, художественных учи­ лищ и 680 педагогов детских музыкальных школ. Наряду с ними в городе трудится значительное количество культпросветработ­ ников. Почти 600 из них — в Домах культу­ ры и клубах, около тысячи в кинотеатрах, свыше 2500 в библиотеках и парках, 1500 человек — в редакциях газет, телевидения и радио, издательствах и на полиграфических предприятиях. Среди них немало мастеров культуры и искусства, в совершенстве владеющих теоре­ тико-методологическими основами своей профессии, широко эрудированных; творче­ ски мыслящих и смелых в постановке и ре­ шении новых проблем; обладающих высоки­ ми партийными критериями, личным обая­ нием и идейной убежденностью, добросове­ стных, бескорыстных и до конца преданных искусству, завоевавших подлинное обще­ ственное признание. Только в годы десятой пятилетки 59 че­ ловек за заслуги в разййтии культуры и ис­ кусства отмечены высокими почетными зва­ ниями. Ныйе в городе трудятся три народ­ ных артиста СССР, семй народных артис­ тов Российской Федерации, дёвять заслу­ женных деятелей искусств, 51 заслуженный артист республики и 48 заслуженных работ­ ников культуры. Возросшая политическая и гражданская зрелость художественной Интеллигенции за­ метна не только в приумножении духовных ценностей, но и в общественно-политической деятельности. Сферы и фбріиы Проявления социальной активности вёсьма разнообраз­ ны. Систематически расширяется и крепнет содружество театров, концертных органи­ заций и Творческих союзов с коллективами промышленных предприятий, тружениками сельского хозяйства, воинами Советской Ар­ мии. Усилились влияние й помощь творчес­ кой интеллигенций самодятелЬйвім коллек­ тивам. Ежегодно на предприятиях, в учреж­ дениях и учебных завёденйях провоДится свУШе двух ТЫСЯЧ творческих атчеТбй И ве­ черов. Мастера искусств активно участвуют 12о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2