Сибирские огни, 1982, № 9
ОЧЕРК ІЛ ПНБЛІЛІШСТІЛКА И. Цыплаков, кандидат исторических наук СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА И БОРЬБА ИДЕЙ В современном мире стремительно раз вертывается невиданный по своим масшта бам острейший фронт классовой битвы, вы ражающейся в столкновении политических, правовых, эстетических, философских докт рин, взглядов, концепций. Этот фронт не имеет границ и демаркационных зон, от него нельзя самоизолироваться или огра дить себя подобием пресловутого железного занавеса. В той или иной степени в него втянуты народы всех стран мира, вне за висимости от их социальной ориентации, экономического развития или географичес кого положения. Сам факт обострения идейного противо борства в современных условиях не являет ся чем-то неожиданным. На протяжении всей истории Советского государства им периализм не прекращал своих попыток ре ставрировать капиталистические порядки, затормозить развитие мирового.социализма, используя для этой цели все формы враж дебной деятельности — от вооруженной аг рессии до различных видов идеологических диверсий. Социализм, превратившись из научной те ории в социальную практику миллионов лю дей, обрел непреодолимую силу современ ности, вызвав отчаянную злобу и страх сво их противников. Осознав бесперспективность попыток приостановить успешное развитие социалистического общества с помощью эко номических, политических и, тем более, во енных средств борьбы, империалистическая реакция стала все активнее переключаться на борьбу за умы, в область идеологии. Изменившееся за последние десятилетия в пользу социализма соотношение сил приве ло Запад к пониманию того, что в нынешних условиях методы военно-политического дав ления на страны социалистического содру жества и подрыв основ существующего строя в какой-либо из них путем прямых вооруженных выступлений небезопасны для самих организаторов подобных акций. Ныне стало очевидно, что если из двух известных истории основных способов за воевания и сохранения классового господ ства: методов «кнута и пряника» — прямого террора, неприкрытого насилия и духовного обмана и порабощения масс,— упор делать только на первый,— результата не достичь. Поэтому произошла известная переоценка выбора средств и значительно возросло зна чение метода «пряника» — духовной обра ботки масс. Американский дипломат Э. Рей- шауэр так охарактеризовал эту ситуацию: «Поскольку военный рычаг политики анти коммунизма ограничен в масштабе, а эконо мический медлителен и малоэффективен, мы вынуждены обратиться к третьему орудию стратегии — идеологическому». В результате такой переориентации про изошло резкое возрастание роли идеологи ческого фактора в системе международных отношений. Наши противники используют любые каналы, ищут любые пути и сред ства для организации идеологических ди версий с целью подрыва и дискредитации социализма. Отсюда лозунги о «совет ской угрозе», «экспансии социализма» и прочие. Здесь уместно вспомнить ленинское поло жение о том, что «когда идейное влияние .буржуазии на рабочих падает, подрывается, слабеет, буржуазия всегда и везде прибега
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2