Сибирские огни, 1982, № 8
Олег Пащенко ВОЗВРАЩЕНИЕ Повесть Уход сельского населения в город начался по всему миру давно. Усилился он в последнее столетие в связи с развитием промышленности, прежде всего, тяжелой, требующей множества рабочих рук. Течение это со временем сделалось бедствием для аграрных стран, и, как всякое бедствие, тут же получило обтекаемое, русским лю дям непонятное название — «урбанизация». С тридцатых годов нашего столетия это движение приобретало все больший раз мах, в особенности у нас в стране — стройки первых пятилеток, стремление крестьян «выбиться в люди», поучиться грамоте, да и пробиться к вершинам науки, в руковод ство какое-никакое. Немало людей из села «выпугнула» и наша, так резво начатая коллективизация. Приток сельского населения в город усиливался и после Отечествен ной войны. М ногие отвоевавшиеся бойцы и командиры так и не вернулись домой — холодная война громоздила дымные трубы по всей земле, ей требовались шестерни, колеса и много-много железа, угля, руды, нефти, а их надо было кому-то отливать, ко вать, крутить, добывать, а там еще и порушенные города отстраивать, промышленность восстанавливать, оборону крепить, да и сама голодная послевоенная деревня не очень- то манила к себе своих жителей и работников. Болью и гневом во всех странах отозвалась в сердце пишущих людей, в особенно сти вчерашних крестьян, тяжкая необходимость расставания с родным углом и землею. Один из первых романов о судьбе крестьян, согнанных с земли зловещим трактором, написанный еще в тридцатые годы, так и будет называться «Гроздья гнева». Романы Золя, Драйзера, Генриха и Томаса Манна, Пруста, Синклера, драмы Ибсе на, «Дело Артамоновых» Горького, «Молох» Куприна и многие-многие другие произве дения отечественной и иностранной литературы с потрясающей силой поведали о тяж ком отрыве человека от «малой Родины», о развращении крестьянина городом , о зак репощении хлебопашца машиной, о выкачивании сил, об опустошении души и гибели вековечных духовных устоев, рожденных традициями и крестьянским укладом жизни, ибо у нового класса традиций не было и рождались они туго. Нынешняя так называемая «деревенская» проза, и не только русская — Фолкнер, Маркес, Хименес, Уолтер Мэккин, Харпер Ли — это ведь тоже «деревенщики», только «ихние»,— как бы подвела черту под целым направлением литературы, оказав большое влияние на смежные искусства: кино, театр, живопись и даже музыку. Но уже в этой литературе, мощно и пронзительно изобразившей уход людей из старой деревни, опустение и угасание ее, нет-нет и мелькал вопрос: а будет ли возврат? Увы, увы! Ничто, к сожалению, или счастью, на земле не повторяется, в особенно сти явления глобальные, оказывающие влияние на жизнь и формирование многих по следующих поколений землян. Ныне покойный Борис Георгиевич Стрельников, мой земляк — он родом из Ново- селовского района Красноярского края — умница, подвижник духа, много лет прора ботавший в Америке корреспондентом «Правды», рассказывал, что в Соединенных Штатах уже началось — не возвращение, а прямо-таки злобное отторжение от города. Накопив денег, небольшая пока часть американцев забирается в глухие, малонаселен ные штаты, покупает земельный участок, обязательно отдельно и вдали от соседей, строит удобный дом, разводит сад, огород, возводит вокруг высокий и плотный забор и сидит за ним, как в собственной крепости, ни с кем не общаясь, никого не пуская, не ходит ни в кино, ни в театр. Зачастую в таких «крепостях» нет ни телевизоров, ни при- 6 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2