Сибирские огни, 1982, № 8
ной научной дисциплине, какой является политическая экономия. Второй фиксирует ся в обыденном, массовом сознании. Послед ний аспект проблемы имеет особенно важ ное прикладное значение, но в то же вре мя и наименее исследован. Специфика развитого социалистического общества, за ключающаяся среди прочего в неуклонно возрастающей роли трудящихся в управле нии не только материальным производством, но и государством, всем обществом, эта объективная тенденция обусловливает на сущность и настоятельную необходимость глубокого научного исследования различных форм массового сознания, в том числе и сознания экономического. Такие частные на уки, как социология и социальная психоло гия, не могут охватить эти явления во всей их полноте, результаты и данные этих дис циплин должны быть поверены теоретичес ким анализом более высокого уровня, долж ны быть увязаны с более общими и фунда ментальными понятиями и категориями, что позволит создать основу для дальнейшего углубленного изучения в соответствии с марксистским методом восхождения от аб страктного к конкретному. Теоретическое осмысление проблемы эко номического сознания и его форм имеет и прямое практическое значение. На совре менном этапе чрезвычайно важно знать, как, каким образом обыденное понимание пре ломляет в себе объективные экономические отношения, ибо это напрямую связано с производственной и хозяйственной деятель ностью как трудящихся, так и руководите лей производства. Весьма наглядно эта не- посредственая связь видна, например, в тех, к сожалению, еще нередких случаях, когда, скажем, заработная плата рассматривается как вознаграждение всего лишь за явку на работу, за отбывание там положенного вре мени, безотносительно к качеству и коли честву вложенного работником труда. Та кое искаженное, неверное, ненаучное пони мание ведет и к неправильной оценке, а со ответственно, к неправильному применению стимулов материального поощрения: премия в таком случае понимается как почти обя зательная и непременная прибавка к зар плате. Такого рода негативные явления тре буют не только принятия конкретных орга низационных и административных мер, они нуждаются в серьезном и глубоком научном анализе, который бы показал, в силу каких причин эти явления существуют, с чем они связаны и каковы пути их преодоления. То, что В. П. Фофанов специально заостряет на этом свое внимание, рассматривает су губо теоретические вопросы и под этим уг лом зрения, существенно повышает приклад ную значимость его исследования. Хотя искаженные, ненаучные экономичес кие взгляды продолжают существовать в обыденном сознании и при социализме, от четливо наблюдается тенденция к уменьше нию их удельного веса, к качественному по вышению уровня экономических знаний трудящихся. В пользу этого свидетельству ют многие факты нашей жизни, в том числе и данные социологических обследований, согласно которым интерес трудящихся к на роднохозяйственной проблематике достаточ но велик и устойчиво возрастает. Специаль но следует, однако, выделить, что объек тивный характер этого процесса ни в коей мере не предполагает его некую спонтан ность' и самопроизвольность. Большую роль здесь играет фактор субъективный, в пер вую очередь последовательная политика КПСС, направленная на повышение уровня экономического образования трудящихся. Основы и пути решения этой важной зада чи были заложены и намечены еще В. И. Ле ниным, сформулировавшим в ходе работы над статьей «Очередные задачи Советской власти» тезис о необходимости «экономиче ского воспитания масс населения» * *. Особую актуальность вопрос о массовом экономическом образовании, о резком по вышении уровня экономического сознания трудящихся приобрел в наши дни, в усло виях развитого социалистического общества. Развитие экономического сознания может и должно стать мощным фактором мобилиза ции трудящихся на выполнение стоящих перед ними сложных и масштабных задач. Настоятельная необходимость пропаганды экономических знаний и их широкого внед рения в повседневную практику неоднократ но подчеркивалась на высших форумах со ветских коммунистов, съездах КПСС. Так, на XXV съезде было специально отмечено, насколько важно «обеспечить сочетание эко номического обучения с применением полу ченных знаний на практике, широким при влечением всех трудящихся к решению во просов экономической жизни трудовых кол лективов» 2. На XXVI съезде КПСС было подчеркнуто: «Вопросы руководства не просто хозяйственные, а политические, пар тийные. Давно известно: партийные лозун ги, программы живут в деятельности масс» 3. Все это ставит перед марксистской тео рией сложные и ответственные задачи, сре ди которых и проблема решения такого' комплексного вопроса, как вопрос о месте и роли субъекта, его сознания и деятельности в объективных экономических процессах. В этом отношении осуществленный В. П. Фофановым анализ важнейших поня тий и категорий экономической формы об щественного сознания представляет собой новый важный шаг в изучении данной проа блематики. В. ЕВСЮКОВ, Г. КОМИССАРОВА, С. КОМИССАРОВ ' Л е н и н В. И Поли, собр соч., т. 36, с. 146. 2 Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 77. * Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981, е. 61 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2