Сибирские огни, 1982, № 8

них, авторы оказали делу Сибири неоцени­ мую услугу. Не забудем, что Сибирь се­ годня нуждается не только в дополнитель­ ных ресурсах. Не в меньшей мере важна сейчас ломка сложившихся стереотипов в оценке ее места в экономике всей страны. Ее сегодняшней роли и, еще в большей ме­ ре,— роли завтрашней. В подготовке общественного мнения к та­ кой «переоценке ценностей» видится мне сверхзадача этой умной книги. И. МИРОНОВ В. П. Фофанов. Экономические отношения и экономическое сознание. Новосибирск, «Наука», Сибирское отделение, 1979. В. П. Фофанов. Социальная деятельность как система. Новосибирск, «Наука», Сибир­ ское отделение, 1981. Развитие современного научного знания предполагает комплексный подход к изуче­ нию социальных процессов и явлений, что неизбежно требует широкого и творческого применения принципов системного подхода. Бурный рост такого рода исследований во­ все не случаен, а самым непосредственным образом обусловлен объективными обстоя­ тельствами, прежде всего самой практикой коммунистического строительства. На это неоднократно указывалось в партийных до­ кументах, особо подчеркивалось на XXIV съезде КПСС, где системный анализ был назван среди тех методов, которыми наука «серьезно обогатила теоретический арсенал планирования» *. Практика показывает, что решение глобальных проблем современности: экологических, сырьевых, энергетических, продовольственных, демографических и др.,— невозможно без последовательного применения системного подхода. Существующее в окружающем нас мире многообразие систем находит свое выраже­ ние в многообразии понятий, используемых при их научном анализе. Конкретное содер­ жание понятия «система» зависит от того предметного уровня, на котором ведется ис­ следование. Исходя из этого, В. П. Фофа­ нов разрабатывает ряд наиболее общих по­ ложений, объединенных им в единую ди­ алектическую (генетическую) теорию сис­ тем. Подобная постановка проблемы тем более актуальна, что разговоры о системном под­ ходе стали в последнее время довольно ус­ тойчивой и распространенной «модой», при­ чем со всеми присущими каждой моде крайностями. В применении самого слова «система» ряд ученых вдруг увидели некое универсальное средство, гарантирующее са­ мо по себе современный уровень исследова­ ния. При этом вольно или невольно поня­ тие системы противопоставляется другим категориям, выработанным марксистско-ле­ нинской диалектикой. Одним из важных достоинств исследования В. П. Фофанова является то, что автор основывает свои построения на многократно подтвержденных практикой основных законах материалисти­ ческой диалектики, в- первую очередь на за­ коне единства и борьбы противоположнос­ тей. 1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1972, с. 67. Разрабатывая абстрактную модель соци­ альной системы, В. П. Фофанов специально подчеркивает ее ограниченный статус. По­ лученные им результаты используются в со­ циальных исследованиях не непосредствен­ но, а представляют собой промежуточный этап в разработке конкретных научных по­ нятий. На важность такого рода исследова­ ний указывал В. И. Ленин. «...Кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих,— тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя «на­ тыкаться» на эти общие вопросы» На основе выявленных общих закономер­ ностей В. П. Фофанов уделяет значительное внимание раскрытию познавательных воз­ можностей системной модели социальной деятельности. Представление о ней развер­ тывается и наполняется содержанием на примере изучения ряда конкретных проб­ лем: трудовой деятельности, науки, форми­ рования и развития личности, этнических отношений, исследований культуры. Диалек­ тико-материалистический подход к исследо­ ванию общества требует раскрытия слож­ ной диалектики объективного и субъектив­ ного в человеческой деятельности. При та­ ком подходе сознание не Элиминируется из объективных социальных процессов, а, на­ против, исследуется присущая ему в них ак­ тивная роль. Свою деятельность в обществе люди осуществляют сознательно, поэтому сознание — необходимый элемент обществен­ ной практики. С точки зрения системного подхода, сознание является моментом сис­ темы социальной деятельности, оно функци­ онирует как часть системы и подчинено ей как целому. Вопрос о взаимосвязи бытия и общественого сознания, о связи теории и практики, о классовой функции общество- знания В. П. Фофанов исследует на примере экономических отношений и экономического сознания. Важность философского анализа экономи­ ческих отношений и отражающей их специ­ фической формы общественного сознания, т. е. сознания экономического, трудно пе­ реоценить. Актуальность этой сложной и многообразной по своему содержанию проб­ лематики обусловлена целым рядом причин и обстоятельств, которые могут быть под­ разделены на две большие группы, соответ­ ствующие двум главнейшим аспектам иссле­ дования — теоретическому, методологическо­ му и прикладному, практическому. Автору удалось внести в данную область много но­ вого, выявить и тщательно разобрать це­ лый комплекс важных понятий и категорий, до него советскими философами практически не исследовавшихся. Проблема экономиче­ ского сознания ставилась советской фило­ софской наукой и раньше, но делалось это в самой общей, отвлеченной форме, сколько- нибудь развернутые исследования по этому вопросу полностью отсутствовали. Между тем сам факт постановки на по­ вестку дня данной философской проблемы отнюдь не случаен, а, напротив, весьма по­ казателен и закономерен. Как известно, эко­ номическое сознание существует и функцио­ нирует на двух весьма друг от друга отли­ чающихся уровнях, оно может быть науч­ ным и ненаучным. Первый из этих уровней находит свое воплощение в такой специаль- ‘ Л е н и н В. И, Поли. собр. соч., т. 15, с. 368. 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2