Сибирские огни, 1982, № 8
них, авторы оказали делу Сибири неоцени мую услугу. Не забудем, что Сибирь се годня нуждается не только в дополнитель ных ресурсах. Не в меньшей мере важна сейчас ломка сложившихся стереотипов в оценке ее места в экономике всей страны. Ее сегодняшней роли и, еще в большей ме ре,— роли завтрашней. В подготовке общественного мнения к та кой «переоценке ценностей» видится мне сверхзадача этой умной книги. И. МИРОНОВ В. П. Фофанов. Экономические отношения и экономическое сознание. Новосибирск, «Наука», Сибирское отделение, 1979. В. П. Фофанов. Социальная деятельность как система. Новосибирск, «Наука», Сибир ское отделение, 1981. Развитие современного научного знания предполагает комплексный подход к изуче нию социальных процессов и явлений, что неизбежно требует широкого и творческого применения принципов системного подхода. Бурный рост такого рода исследований во все не случаен, а самым непосредственным образом обусловлен объективными обстоя тельствами, прежде всего самой практикой коммунистического строительства. На это неоднократно указывалось в партийных до кументах, особо подчеркивалось на XXIV съезде КПСС, где системный анализ был назван среди тех методов, которыми наука «серьезно обогатила теоретический арсенал планирования» *. Практика показывает, что решение глобальных проблем современности: экологических, сырьевых, энергетических, продовольственных, демографических и др.,— невозможно без последовательного применения системного подхода. Существующее в окружающем нас мире многообразие систем находит свое выраже ние в многообразии понятий, используемых при их научном анализе. Конкретное содер жание понятия «система» зависит от того предметного уровня, на котором ведется ис следование. Исходя из этого, В. П. Фофа нов разрабатывает ряд наиболее общих по ложений, объединенных им в единую ди алектическую (генетическую) теорию сис тем. Подобная постановка проблемы тем более актуальна, что разговоры о системном под ходе стали в последнее время довольно ус тойчивой и распространенной «модой», при чем со всеми присущими каждой моде крайностями. В применении самого слова «система» ряд ученых вдруг увидели некое универсальное средство, гарантирующее са мо по себе современный уровень исследова ния. При этом вольно или невольно поня тие системы противопоставляется другим категориям, выработанным марксистско-ле нинской диалектикой. Одним из важных достоинств исследования В. П. Фофанова является то, что автор основывает свои построения на многократно подтвержденных практикой основных законах материалисти ческой диалектики, в- первую очередь на за коне единства и борьбы противоположнос тей. 1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1972, с. 67. Разрабатывая абстрактную модель соци альной системы, В. П. Фофанов специально подчеркивает ее ограниченный статус. По лученные им результаты используются в со циальных исследованиях не непосредствен но, а представляют собой промежуточный этап в разработке конкретных научных по нятий. На важность такого рода исследова ний указывал В. И. Ленин. «...Кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих,— тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя «на тыкаться» на эти общие вопросы» На основе выявленных общих закономер ностей В. П. Фофанов уделяет значительное внимание раскрытию познавательных воз можностей системной модели социальной деятельности. Представление о ней развер тывается и наполняется содержанием на примере изучения ряда конкретных проб лем: трудовой деятельности, науки, форми рования и развития личности, этнических отношений, исследований культуры. Диалек тико-материалистический подход к исследо ванию общества требует раскрытия слож ной диалектики объективного и субъектив ного в человеческой деятельности. При та ком подходе сознание не Элиминируется из объективных социальных процессов, а, на против, исследуется присущая ему в них ак тивная роль. Свою деятельность в обществе люди осуществляют сознательно, поэтому сознание — необходимый элемент обществен ной практики. С точки зрения системного подхода, сознание является моментом сис темы социальной деятельности, оно функци онирует как часть системы и подчинено ей как целому. Вопрос о взаимосвязи бытия и общественого сознания, о связи теории и практики, о классовой функции общество- знания В. П. Фофанов исследует на примере экономических отношений и экономического сознания. Важность философского анализа экономи ческих отношений и отражающей их специ фической формы общественного сознания, т. е. сознания экономического, трудно пе реоценить. Актуальность этой сложной и многообразной по своему содержанию проб лематики обусловлена целым рядом причин и обстоятельств, которые могут быть под разделены на две большие группы, соответ ствующие двум главнейшим аспектам иссле дования — теоретическому, методологическо му и прикладному, практическому. Автору удалось внести в данную область много но вого, выявить и тщательно разобрать це лый комплекс важных понятий и категорий, до него советскими философами практически не исследовавшихся. Проблема экономиче ского сознания ставилась советской фило софской наукой и раньше, но делалось это в самой общей, отвлеченной форме, сколько- нибудь развернутые исследования по этому вопросу полностью отсутствовали. Между тем сам факт постановки на по вестку дня данной философской проблемы отнюдь не случаен, а, напротив, весьма по казателен и закономерен. Как известно, эко номическое сознание существует и функцио нирует на двух весьма друг от друга отли чающихся уровнях, оно может быть науч ным и ненаучным. Первый из этих уровней находит свое воплощение в такой специаль- ‘ Л е н и н В. И, Поли. собр. соч., т. 15, с. 368. 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2