Сибирские огни, 1982, № 8
вив прагматизму, теории относительности духовных ценностей и нравственных крите риев — вечную единственность выбора меж ду добром и злом, правдой и ложью! «Народная сказка... всегда на стороне нравственной правды, и по ее твердому убеждению выигрыш постоянно должен ос таваться за простодушием, незлобием и сострадательностию меньшого брата. Оче видно, что эпическая поэзия истинно разум но признает одно добро, а зло хотя и слы вет таковым между людьми, но вводит своих поклонников в безвыходные ошибки и нередко подвергает их неизбежной гибели: следовательно, оно-то и есть истинно нера зумное...» — так писал А. Н. Афанасьев. После съезда писателей России появилось много дискуссионных статей о детской лите ратуре («Литературная газета», «Литера турная Россия», журнал «Современник»'), где справедливо отмечался крайне низкий идейно-художественный уровень некоторых поэтических книжек, адресованных детям. Говорилось и о современной сказке, в част ности, выявлялись тенденции изображения мира взрослых, мира родителей, как мира неприятного, враждебного детям в сказках Э. Успенского. И здесь хочется снова проци тировать А. Н. Афанасьева, слова которого как нельзя лучше смогли бы прозвучать в этой дискуссии: «Другие сборники сказок, изданные в раз ное время, не много дадут любителю народ ной словесности; составлялись они и печа тались людьми, мало подготовленными к этому делу, и с целями вовсе... не литера турными. В сказках видели одну забаву, до стойную низшего слоя общества или детско го возраста, и поэтому всякий считал за собою полное право переделывать их по-сво ему. Книжная торговля наша наводнялась И до сих пор продолжает наводняться мно жеством серых, неприятных, обильных опе чатками изданий, в которых под именем на родных сказок печатаются столь искажен ные, что в них трудно доискаться не только следов народности, но и самого смысла. Здесь допущены и переводы, и переделки, и присочинения — плод собственной досу жей фантазии издателей, а меткая и выра зительная народная речь заменена бесцвет ною и не всегда правильною прозою». Заключая заметки об издании «Совет ской России», хочется еще раз ему порадо ваться. Оно не утолило нашей жажды, оно, напротив, только ее усугубило, но это изда ние еще и еще раз ярко напомнило нам, что есть у нас бесценное богатство, богатство нерастраченное и вечное — «Народные рус ские сказки А. Н. Афанасьева», и если уж оно народное, то и должно наконец прийти к народу посредством доступного и демо кратического издания. АЛЕКСАНДР ПЛИТЧЕНХО А. Аганбегян, 3. Ибрагимова. Сибирь не по наслышке. М., Молодая гвардия, 1981. Чем интересна книга А. Аганбегяна и 3. Ибрагимовой? Что обеспечивает ей та кую «узнаваемость» в потоке сибирской пу блицистики? Тому, по крайней мере, не сколько объяснений. Если один из авторов имеет прямое отношение к разработке 174 концепции развития Сибири, а другой, пред ставляя в регионе главную писательскую газету страны, побывал с мандатом этой га зеты во всех «горячих точках» края, то чи татель вправе ожидать от книги серьезного и содержательного разговора (при изна чальной интересности самого предмета ис следования). Начать с того, что книга богата мыслью. А уж не это ли обеспечивает привлекатель ность любой работе, в особенности публи цистическому исследованию?.. Предприняв попытку донести до читателя, молодого прежде всего («Эврика» — моло дежная серия), смысл происходящего на том неспокойном континенте, где сегодня от рабатываются перспективные модели хозяй ствования, авторы вовлекают его в водово рот идей, подчас парадоксальных. Обруши вают на него сонм сведений, задающих меру тем сложностям, с которыми сегодня встре чается Сибирь. Книга, повторюсь,— о комплексном осво ении восточных районов, главным образом. О том, когда эта идея возникла и как она реализуется. О перспективах Сибири и ее месте в народнохозяйственном комплексе страны. О тех вещах, которые тормозят процесс созидательного преобразования. «Мы не только подозреваем,— сознаются авторы,— о существовании сомнений в це лесообразности многих сибирских хозяйст венных затей, нам не раз приходилось стал киваться с сомневающимися в самых разных ситуациях... Но стоит ли говорить о сомне ниях в условиях повышенного внимания го сударства и общества к задачам освоения восточных районов? Читатель решит это сам...» И чуть ниже: «Мы покривили бы душой, если бы сказали, что наше собственное от ношение к Сибири безоблачно и мы не ве даем сомнений по части решения многих спорных сибирских вопросов». Здесь действительно все очень непросто. И поиск единственно правильного пути приходится подчас искать на перекрестке полярных мнений. Задача доказать право Сибири на преимущественное развитие ре шается авторами сопоставлением, точнее, столкновением всех усложняющих самое до казательство условий, так сказать, на небла гоприятном фоне. Иными словами, ее реше ние сознательно усложняется. Так в книге появляется ряд сердитых монологов: Экс курсанта, Строителя, Пахаря, Плановика. Этот литературный прием помогает иссле дователям привнести дополнительную пла стичность выбранной системе доказательств. Скрупулезно анализируют авторы уроки прошлого и, в частности, центральную проб лему уроков Братска — проблему управле ния комплексом. «Сибирь будущего,— уверяют нас авторы в конце книги,— не будет знать проблем дома, дороги, техники. Освоение новой тер ритории будет начинаться с опережающего развития инфраструктуры... Страна будет знать, что в Сибири лучше, чем где бы то ни было, с жильем и детскими садами, с заработками и снабжением. В Си бири захотят жить очень многие, а Сибирь будет отбирать лучших...» Таким станет этот регион завтра. Сегод ня здесь еще, увы, много проблем — и соци альных, и хозяйственных. Честно поведав о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2