Сибирские огни, 1982, № 8
Союза писателей. Так, на моих глазах, на- ша организация молодела, увеличивалась, изменялась. Через это я видел движение Времени, обновление жизни. Совсем недавно зазвучали новые имена: появилась Т. Пьянкова с фантастическими сибирскими сказами, М. Щукин, с расска зами, которые сразу были замечены крити ками и читателями. И вот передо мной пер вая книжка рассказов Татьяны Набатнико- вой. Они сразу же заинтересовали меня и тронули в душе какие-то затаенные струны, которые зазвучали в ответ автору. Поэтому мне и захотелось обратить на них внимание и других читателей. Татьяна Набатникова показалась мне очень убедительной потому, что она описывает своих героев не со сторо ны, не стоя от них где-то в отдалении, а из нутри. Она проникает в души своих героев и умело, талантливо показывает их внутрен ний мир, зарождение, развитие и изменения их чувств и мыслей, их отношений друг к другу и к окружающему миру. Она стара ется — и с успехом — передать сложность жизни, ее трудности, ее черные и светлые стороны. Вот рассказ: «Тебя от ранней зари...» Девочка Ева. Отец ненавидел ее мать и любил другую женщину. Но он любил и дочку, и поэтому остается со своей семьей. Жена увезла его в далекую деревню, наде ясь, что он забудет любимую. Но этого не случилось. Он опустился, стал пить, пу таться с другими женщинами. В семье ца рили зло и ненависть. И Ева это видела, все знала, переживала болезненно. Довольно распространенная бытовая те ма. Драма, порой кончающаяся трагически. О таких ситуациях писали многие. Но рас сказ, а пожалуй, небольшая повесть Т. На- батниковой отличается тем, что все это, страшноватое, увидено глазами ребенка, пропущено через детскую душу. Мир, увиденный глазами ребенка. Первая, жгучая любовь девочки в 9—13 лет. Мы, взрослые, забыли самих себя в детстве и теперь часто не понимаем, как трепетна и чутка ко всему детская душа, сколько все го в ней гнездится сложного, смутного, что может выразить только музыка. Как резки и внезапны бывают переходы от ликования к отчаянию, от слез к смеху. И как волшеб но, сказочно видят мир и жизнь, окружаю щую их, эти маленькие поэты. И как им бывает больно при виде темных сторон жиз ни. Они понимают и чувствуют больше, чем нам кажется. Автор убеждает нас, читателей, что дет ство и подростковый возраст — это лучшая пора человеческой жизни. И хотя в эти го ды в душах все сложно, запутанно, взбала- мученно, но и все полно надежд, предощуще ния счастья и сияющего будущего. В этом тонком рассказе вы найдете и лирику, и дра му, и поэзию. Тема неудавшейся семьи, неудавшегося брака — это совсем не мелкая, бытовая тем- ка, а это сломанные судьбы, погасшие ду ши, мучительное несоответствие с окружа ющим миром, отчаянье и утрата веры, люб ви к жизни, к людям. И об этом говорится в рассказе «Не бойся: я здесь». Это тоже не рассказ, а маленькая повесть, столько в ней описано крушений, срывов, ошибок и стра даний. Как говорится: «Написано мало, да сказано много». Рассказ «На память» — это маленькая, пронзительная трагедия умирающей женщи ны, которая никогда не испытала сильной, настоящей любви. И вдруг она полюбила перед самой смертью доктора, который ее лечил. Смерть и любовь встретились лицом к лицу и потрясли последние дни этой жен щины. Рассказ написан в виде ее дневника, и поэтому нам, читателям, автор помога ет взглянуть в глубину ее души и пережить с ней ее трагедию. Татьяна Набатникова пишет рассказы с тайной, с загадкой, когда не сразу поймешь, о чем она говорит, и нужно подумать, а то и перечитать рассказы, чтобы понять их, а это очень дорого, так как говорит об отсут ствии иллюстративности и заданности. Та ков, например, рассказ «Капитан». И в то же время она может писать рассказы, резко разоблачающие. Рассказ «Второе место» от крыто выворачивает перед нами сущность молодого эгоиста, циника, подлеца. Она ри сует его без гротеска, без нажима. Это ре алистический образ, и поэтому он так воз действует на читателя, рождая гнев и през рение к таким людям. Я думаю, что рассказы Татьяны Набат- никовой найдут свою дорогу к сердцам чи тателей. ИЛЬЯ ЛАВРОВ Борис Федоров. Апельсины в апреле. Но восибирск, Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1982. Отчего-то повелось, что к первым книж кам начинающих авторов стараются отнес тись поснисходительней, вероятно, чтобы не травмировать «юную» творческую душу, не отвратить — не дай бог! — ее от дальнейших занятий литературой. В этом, в какой-то степени, есть свой ре зон, если мы действительно имеем дарови того, сразу обращающего своим талантом внимание, писателя, в произведениях кото рого, несмотря на некоторую незрелость мысли, неустановившееся по молодости лет мировоззрение и многочисленные художест венные несовершенства, проступает и нео жиданность взгляда на мир, и свежесть красок, и языковое своеобразие. С учетом его потенциальных возможностей, такой ав тор и в самом деле, наверное, достоин сни схождения к своим просчетам, которые сле дует рассматривать как издержки роста. Впрочем, снисхождение сие может толь ко смягчить резкость оценок, но не осво бодить от серьезного, нелицеприятного раз говора. Первая книжка Бориса Федорова, скажем без обиняков, не представляет оригинально го явления в нашей литературе; она скорее из разряда ординарных и заурядных, где все написано гладко, литературно грамотно, где всё «как у всех»; но ничего запоминаю щегося, своего. Начинается книжка с рассказов, посвя щенных детству. Очень традиционной и ес тественной для каждого начинающего теме. Но и не безопасной, поскольку традицион ность эта, не осмысленная по-новому, не увиденная в неожиданном ракурсе, грозит превратиться (что в рассказах «Рыбный пи рог», «Подвесная дорога» и случается) во вторичность. 171 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2