Сибирские огни, 1982, № 8

Идея оказалсь чрезвычайно прибыльной, и теперь автор на все лады варьирует тему, демонстрируя поистине безграничную фан­ тазию, умение шокировать читателя. Все еамые уродливые черты современного образа жизни Запада у Варли доведены до крайности, он прямо говорит: «Готовьтесь! Будет еще хуже!» В 1979—1981 годах очень много «лучших» произведений года было посвящено ■рели­ гии — от картин «второго пришествия» до «новых» верований будущего и поисков бо­ га в космосе. Больше половины авторов сборника лучших произведений 1980 и 1981 гг., составленного Дональдом Воллхей- мом, создают повествования на традицион­ ные религиозные сюжеты, пишут об инкви­ зиторах далекого будущего, о крестовых по­ ходах по галактикам, обращении неверую­ щих. Здесь мы уже не найдем ни острой полемики, как в романах Артура Кларка, Теодора Старджена, Альфреда Бестера 50— 60-х годов, ни попыток совместить религиоз­ ные понятия Добра и Зла с концепциями бу­ дущего, как у Рея Бредбери, Клиффорда Саймака. Перед нами — незамаскированные перепевы известных мотивов, лишь фор­ мально отнесенных в будущее. По настрою, трактовке темы и выводам это скорее изы­ скания исторического плана. Доказывая чи­ тателю, что человек никогда не преодолеет «зверя» в себе, что его ждет кара за зем­ ные дела, что в странствиях по космосу мы откроем бога, авторы выполняют совершен­ но определенную идеологическую задачу, служат интересам правящих кругов. Часто встречаются книги, рисующие Зем­ лю после термоядерной войны, когда на планете сохранились лишь отдельные при­ годные к существованию «островки». Тема эта возникла в литературе после второй ми­ ровой войны и по сей день сохраняет попу­ лярность. В последние годы, в связи с на­ растанием военной угрозы, она обрела ведущую роль. Авторы изощряются в запу-. гиваиии читателя. Произведения, несущие определенный гуманистический заряд, отте­ нок предостережения, просто теряются в об­ щем потоке. Фантастика Запада долгое время была одним из самых «целомудренных» видов ли­ тературы, однако в последние годы и ее захлестнула волна секса, насилия, примером чему служат рассказы Джона Варли и мно­ гих других. Пойти наперекор требованиям «рынка», подняться над низким идейным уровнем способны лишь самые талантливые, честные художники Запада. Хочется верить, что их число н^ уменьшится с годами. Боль­ ное общество, как известно из истории, по­ рождает не только больную культуру, но и активный протест. Фантастика разных стран по-разному от­ ражает современное состояние литературы, идеологии и общества в целом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2