Сибирские огни, 1982, № 8
контактам, Комкон-2 — комиссия по конт ролю, то есть комиссия, отвечающая за без опасность галактики. • Рудольф Сикорски, директор Комкона-2, говорит менее опытному сотруднику Макси му: «Ошибка ученого — это, в конечном счете, его личное дело. А мы ошибаться не должны. Нам разрешается прослыть мисти ками, невеждами (сначала невеждами), суе верными дураками. Нам одного не простят: если мы недооценили опасность». Потому-то Сикорски не соглашается на предложенную Максимом полумеру — увезти «подкиды шей» на край вселенной. От перемены места сумма не меняется. Сфера ответственности Сикорски чрезвы чайно велика: «дом», за безопасность кото рого он отвечает,— вся галактика. Он ре шает оставить контейнер на Земле и вести постоянное наблюдение за «вылупившими ся» существами, по виду ничем не отлича ющимися от детей. Но вот дети вырастают, начинают вести самостоятельную жизнь. Один из них кончает с собой, другой (пред положительно) убивает человека. Сикорски приходит к выводу, что имеет дело с нече- ловеком: в будущем люди не убивают друг друга! Выясняя обстоятельства дела, разыскивая по планете скрывающегося преступника, Сикорски пытается понять происходящее. Вместе с ним ищем разгадку и мы, вместе с ним мы ощущаем почти сорокалетний груз ответственности (столько лет прошло со времени «рождения» неведомых существ, заключенных в человеческую оболочку). Из всех «подкидышей» авторы выбирают одного, его судьба наиболее характерна и наиболее трагична. Лев Абалкин, почти со рок лет проживший человеком, вдруг начал чувствовать в себе присутствие чего-то чуж дого и стал метаться по Земле, ища доказа тельства своей принадлежности к роду люд скому. Показывая его неуверенность, страх перед грядущим и невозможность противо стоять заданной «программе», авторы доби ваются сильнейшего эффекта, вызывая в нас сочувствие к персонажу, тайну которого мы так и не узнаем. Во многих книгах Стругацкие упоминали Странников, межзвездных скитальцев, о ко торых известно крайне мало: «Знаем, что это сверхцивилизцция, знаем, что они на много мощнее нас. Предполагаем, что они не гуманоиды. Предполагаем, что они освои ли всю нашу галактику, причем очень давно. Еще мы предполагаем, что у них нет дома — в нашем или в вашем понимании слова...» Сикорски только предполагает, что Лев Абалкин — автомат, выполняющий програм му Странников. Он понимает, что его в лю бом случае осудят, и все же идет на убийст во Льва. Его решение глубоко мотивирова но: пока «подкидыши» не совершали ничего экстраординарного, он ограничивался на блюдением. Но убийство и самоубийство не должны остаться без последствий. Максим пытается предотвратить поступок шефа, для него чисто внешние факторы заслоняют внутреннее содержание. Однако и авторы не предлагают решение Сикорски как единст венно возможный выход. Заметного успеха добился новосибирец Г. Прашкевич в повести «Соавтор» (1981). Здесь нет стремительного «действа», столк новения враждующих или противостоящих сил, повесть как будто не имеет ни четко разработанного сюжета, ни выигрышных, зрелищных моментов. Даже пришелец в ней какой-то будничный! Герои: люди и Иной (пришелец, являю щийся в виде неяркого свечения, говорящий тихим человеческим голосом). Время: наше настоящее. Место: любимая сибиряками база отдыха Завьялово. Вместо условно западного (и тем уже фантастического) фона — не менее фанта стический для, скажем, столичного читателя лес на берегу Обского моря; вместо погонь и перестрелок — неторопливые разговоры, «посиделки» у костра, байки рыбаков и охотников. Писатель досконально знает изображаемое, до тонкостей изучил своих персонажей. Его привлекает исследование внутреннего мира человека в связи с внеш ними событиями, реакция разных людей на необычное явление. Будущее будет таким, каким мы его со здадим, и люди станут такими, какими мы их воспитаем. Прашкевич конкретно реали зует эти слова, добиваясь сильного эффекта за счет углубления характера. Останься он при этом в рамках реалистического повест вования, получилось бы добротное, в меру смешное и в меру грустное произведение. Фантастика нужна автору для расширения границ изображаемого, для более полного выявления сути современного характера. Размышляя о словах давнего друга, посо ветовавшего ему искать «соавтора», герой Прашкевича, писатель Веснин, приходит к выводу: «Не соавтор мне нужен, а остране- ние... Мое дело срывать фальшивые имена, уходить от всем приевшегося антропомор физма, искать новое». В ходе бесед с Иным Веснин, наконец, понимает, что соавтор есть у любого творца, желающего отдать свой опыт, знания, талант людям. Веснин — писа тель-фантаст, по роду занятий он постоянно готов к встрече с Неведомым. Он не стара ется понять, привиделась ему вся сцена с Иным или произошла на самом деле. Важ нее для него тот стимул к творчеству, кото рый он получает от невероятного события. Прашкевич решает ту же задачу, что и Биленкин, но другими средствами. Мы по степенно понимаем, что непривычное необя зательно должно рядиться в чужие, экзоти ческие одежды. «Мгновение чуда», как в рассказе Биленкина, может случиться ря дом, нужно только уметь видеть. Современная советская фантастика про должает лучшие традиции русской литера туры XIX века. В. Ф. Одоевский, Н. Г. Чер нышевский, Н. В. Гоголь не писали собственно фантастических произведений, но широ ко использовали фантастические приемы, допущения (чаще всего с целью остране- ния, или стремясь к наибольшему эффекту, или по цензурным соображениям). В первые послереволюционные годы писа ли фантастику А. Платонов, В. Маяковский, А. Толстой, А. Грин, Л. Леонов, А. Беляев. Стране, впервые в истории создававшей но вый мир, нужна была литература, изобра жавшая то, что существовало лишь в мечте. В наше время роль фантастики не умень шилась, но сама она обрела новые качества: из литературы мечты и предостережения фантастика превращается в литературу, ри сующую объективные закономерности раз вития науки, техники, человека и общества, в литературу, опирающуюся на нынешние 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2