Сибирские огни, 1982, № 8

веского оснащения, событий уже хватило бы для того, чтобы получилось добротное, традиционное научно-фантастическое произ­ ведение с полетами от планеты к планете, схватками в космосе и на земле, подвигами на поле битвы. Постепенно мы начинаем замечать несооб­ разности в привычной системе обозначений. Так, «луч» можно взять в руки, а «арбалет», наоборот, электронный. Самую приметную роль играет Неприметный, а самым умным, как в сказке, оказывается Дурашка... Здесь проявляется юмор Колупаева, он нарочито смешивает или взаимозамешает и персона­ жи, и используемые ими технические сред­ ства. «Толстяк», чье название напоминает об ироническом прозвище первой американской атомной бомбы, несмотря на всю мощь и оснащенность новейшими приборами, на са­ мом деле реликт прошлого. Воюя, нападая из века в век, от парсека к парсеку, персо­ нажи задержались в своем развитии, ничем не отличаясь по уровню мышления от кро­ вожадных' предков. У Колупаева супервоины ничего не пони­ мают в происходящем до тех пор, пока не начинают мыслить. На планете, которую пытаются покорить или уничтожить воины, нет войн, разрушения, угнетения. Экипажу «Толстяка» кажется, что планета пуста, и они долго не могут разгадать загадку. Сами того не замечая, персонажи воюют с приз­ раками, нанося урон себе. И они одиноки до тех пор, пока сначала в одном, потом в другом не зарождается искорка понимания. Лишь в финале становится ясно, что «Толстяк» прилетел на Землю. Нашу плане­ ту собирались покорить или уничтожить космические убийцы. Мирная Земля защи­ щает себя, но ответные действия землян но­ сят неизвестный в нашей истории характер. Могущество, гуманизм наших потомков по­ зволяют им отвергнуть формулу «око за око, зуб за зуб». Захватчиков перевоспитывают на наших глазах, дают им возможность пе­ режить все заново. Такое пока, к сожале­ нию, бывает только в фантастике. Тему несостоявшегося контакта затраги­ вает роман Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова «Незаконная планета». Трудно сказать однозначно, о чем роман. Перед на­ ми развернутая картина будущего Земли, где есть и невероятные машины, и дальние космические полеты, и встречи с инопланет­ ными существами, и переход человека ра­ зумного на высшую ступень развития. В кни­ ге ощущается наполненное эпическое прост­ ранство, и достигается это прежде всего убедительно выписанными образами глав­ ных героев Владимира Заостровцева и Алексея Морозова. Алексей Морозов взрослеет на наших гла­ зах, мы наблюдаем за его первыми успеха­ ми и неудачами, переживаем за его любовь, с интересом следим за его приключениями на «незаконной планете» Плутон. В финале он погибает, как кажется на первый взгляд — случайно, вследствие недоработки вариантов контакта с инопланетянами. Но давайте разберемся в случайности подроб­ нее. Встреченные на Плутоне жители совер­ шенно неконтактны, от любых попыток най­ ти взаимопонимание они уклоняются или начинают вести себя угрожающе. Равноду- 164 шне или враждебность?.. Землянам трудно примириться с любым исходом, они напря­ женно ищут пути к общению. Володе Заост- ровцеву, обладающему странными, непонят­ ными ему самому способностями, удается нащупать разгадку, но он едва не погибает при первой же попытке к общению. Алексей закрывает друга грудью и при­ нимает огонь на себя. Он совершает свой поступок сознательно, зная, что его друг на­ делен сверхспособностями и поэтому необ­ ходим Земле. В прологе к роману авторы пишут: «Каждое поколение застает мир как бы го­ товым. Но эта «готовность» обманчива, она создает иллюзию этакой легкости, с которой все устраивается в жизни». Все действие книги убеждает нас в том, что и наши по­ томки не утеряют способности к решитель­ ным поступкам, не растеряются перед вне­ запной космической угрозой, хотя живут они в благополучном, теплом, «готовом» ми­ ре. В романе «Незаконная планета» ярко проявилась еще одна важная черта совре­ менной фантастики: авторы показывают труд своих героев без излишней романтики, приподнятости. То, что нам кажется неве­ роятным, сложным, невообразимым, для на­ ших потомков превращается в увлекатель­ ные будни. Подобный подход отражает н а-, сущные потребности нашей эпохи, влияет на формирование общественного сознания, на восприятие будущего без страха и недо­ верия. Из романа в роман, из повести в повесть шагают многие персонажи братьев Стругац­ ких. В новой их повести «Жук в муравей­ нике» («Знание — сила», 1979—1980) нет длинной экспозиции, мы сразу попадаем в гущу событий. Все детали быта взяты из предыдущих произведений, ведь фантасти­ ческий мир уже обрел в глазах читателя ре­ альность, узнаваемость благодаря творче­ скому труду многих писателей. Улучшение жизни на Земле, покорение космоса, освоение других планет — такие задачи человечества стали привычными в ходе развития мировой истории. Многих писателей сейчас волнует иная сторона де­ ла: как должен меняться внутренний облик человека — строителя нового общества и как возможная встреча в космосе с иными су­ ществами изменит ход нашего развития? Максим Каммерер, один из главных геро­ ев «Жука в муравейнике»,— наш давний знакомый. Со времен, описанных в повести «Обитаемый остров», прошло много лет, по­ взрослел Максим, постарел «Странник», а ныне директор Комкона-2 Рудольф Сикор- ски. ...Ученые будущего нашли на одной из пустых планет контейнер с жизнеспособны­ ми эмбрионами. Возраст — сорок пять тысяч лет. Вид — хомо сапиенс. Значит, контей­ нер нам «подкинули». Во что разовьются эмбрионы? Как поступить с человеком-не- человеком? Жители одной из планет, также обнаружившие у себя контейнер, приняли кардинальное решение: уничтожили контей­ нер с содержимым, порвали отношения с Землей. Правда, с тех пор их цивилизация зашла в тупик, но зато они избавились от потенциальной угрозы... На Земле будущего не случайно существу­ ют два Комкона: Комкон-1 — комиссия по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2