Сибирские огни, 1982, № 8
веского оснащения, событий уже хватило бы для того, чтобы получилось добротное, традиционное научно-фантастическое произ ведение с полетами от планеты к планете, схватками в космосе и на земле, подвигами на поле битвы. Постепенно мы начинаем замечать несооб разности в привычной системе обозначений. Так, «луч» можно взять в руки, а «арбалет», наоборот, электронный. Самую приметную роль играет Неприметный, а самым умным, как в сказке, оказывается Дурашка... Здесь проявляется юмор Колупаева, он нарочито смешивает или взаимозамешает и персона жи, и используемые ими технические сред ства. «Толстяк», чье название напоминает об ироническом прозвище первой американской атомной бомбы, несмотря на всю мощь и оснащенность новейшими приборами, на са мом деле реликт прошлого. Воюя, нападая из века в век, от парсека к парсеку, персо нажи задержались в своем развитии, ничем не отличаясь по уровню мышления от кро вожадных' предков. У Колупаева супервоины ничего не пони мают в происходящем до тех пор, пока не начинают мыслить. На планете, которую пытаются покорить или уничтожить воины, нет войн, разрушения, угнетения. Экипажу «Толстяка» кажется, что планета пуста, и они долго не могут разгадать загадку. Сами того не замечая, персонажи воюют с приз раками, нанося урон себе. И они одиноки до тех пор, пока сначала в одном, потом в другом не зарождается искорка понимания. Лишь в финале становится ясно, что «Толстяк» прилетел на Землю. Нашу плане ту собирались покорить или уничтожить космические убийцы. Мирная Земля защи щает себя, но ответные действия землян но сят неизвестный в нашей истории характер. Могущество, гуманизм наших потомков по зволяют им отвергнуть формулу «око за око, зуб за зуб». Захватчиков перевоспитывают на наших глазах, дают им возможность пе режить все заново. Такое пока, к сожале нию, бывает только в фантастике. Тему несостоявшегося контакта затраги вает роман Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова «Незаконная планета». Трудно сказать однозначно, о чем роман. Перед на ми развернутая картина будущего Земли, где есть и невероятные машины, и дальние космические полеты, и встречи с инопланет ными существами, и переход человека ра зумного на высшую ступень развития. В кни ге ощущается наполненное эпическое прост ранство, и достигается это прежде всего убедительно выписанными образами глав ных героев Владимира Заостровцева и Алексея Морозова. Алексей Морозов взрослеет на наших гла зах, мы наблюдаем за его первыми успеха ми и неудачами, переживаем за его любовь, с интересом следим за его приключениями на «незаконной планете» Плутон. В финале он погибает, как кажется на первый взгляд — случайно, вследствие недоработки вариантов контакта с инопланетянами. Но давайте разберемся в случайности подроб нее. Встреченные на Плутоне жители совер шенно неконтактны, от любых попыток най ти взаимопонимание они уклоняются или начинают вести себя угрожающе. Равноду- 164 шне или враждебность?.. Землянам трудно примириться с любым исходом, они напря женно ищут пути к общению. Володе Заост- ровцеву, обладающему странными, непонят ными ему самому способностями, удается нащупать разгадку, но он едва не погибает при первой же попытке к общению. Алексей закрывает друга грудью и при нимает огонь на себя. Он совершает свой поступок сознательно, зная, что его друг на делен сверхспособностями и поэтому необ ходим Земле. В прологе к роману авторы пишут: «Каждое поколение застает мир как бы го товым. Но эта «готовность» обманчива, она создает иллюзию этакой легкости, с которой все устраивается в жизни». Все действие книги убеждает нас в том, что и наши по томки не утеряют способности к решитель ным поступкам, не растеряются перед вне запной космической угрозой, хотя живут они в благополучном, теплом, «готовом» ми ре. В романе «Незаконная планета» ярко проявилась еще одна важная черта совре менной фантастики: авторы показывают труд своих героев без излишней романтики, приподнятости. То, что нам кажется неве роятным, сложным, невообразимым, для на ших потомков превращается в увлекатель ные будни. Подобный подход отражает н а-, сущные потребности нашей эпохи, влияет на формирование общественного сознания, на восприятие будущего без страха и недо верия. Из романа в роман, из повести в повесть шагают многие персонажи братьев Стругац ких. В новой их повести «Жук в муравей нике» («Знание — сила», 1979—1980) нет длинной экспозиции, мы сразу попадаем в гущу событий. Все детали быта взяты из предыдущих произведений, ведь фантасти ческий мир уже обрел в глазах читателя ре альность, узнаваемость благодаря творче скому труду многих писателей. Улучшение жизни на Земле, покорение космоса, освоение других планет — такие задачи человечества стали привычными в ходе развития мировой истории. Многих писателей сейчас волнует иная сторона де ла: как должен меняться внутренний облик человека — строителя нового общества и как возможная встреча в космосе с иными су ществами изменит ход нашего развития? Максим Каммерер, один из главных геро ев «Жука в муравейнике»,— наш давний знакомый. Со времен, описанных в повести «Обитаемый остров», прошло много лет, по взрослел Максим, постарел «Странник», а ныне директор Комкона-2 Рудольф Сикор- ски. ...Ученые будущего нашли на одной из пустых планет контейнер с жизнеспособны ми эмбрионами. Возраст — сорок пять тысяч лет. Вид — хомо сапиенс. Значит, контей нер нам «подкинули». Во что разовьются эмбрионы? Как поступить с человеком-не- человеком? Жители одной из планет, также обнаружившие у себя контейнер, приняли кардинальное решение: уничтожили контей нер с содержимым, порвали отношения с Землей. Правда, с тех пор их цивилизация зашла в тупик, но зато они избавились от потенциальной угрозы... На Земле будущего не случайно существу ют два Комкона: Комкон-1 — комиссия по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2