Сибирские огни, 1982, № 8
открытие», книгу замыслов «Еслиада», ро ман «Темпоград». «Сам я знакомлю читателей с миром че рез фантастику и знакомился с миром через фантастику,— пишет Гуревич в «Если- аде».— Я — рассказчик, я — автор предпочи таю эту лирическую форму, позволяющую уклоняться в сторону, рассуждать о том о сем, что в голову взбредет...». За три с по ловиной десятилетия писатель выработал свою творческую программу и обрел право воплощать ее в жизнь. Прошлое, настоящее и будущее перепле таются в повести «Делается открытие». Пи сатель поставил перед собой сложнейшую задачу: рассказывая историю несуществую щей пока темпорологии (науки о времени), он прослеживает ее истоки в реальном прошлом, подробно показывает ее развитие в настоящем и без усилия переносит дейст вие в будущее. «Делается открытие» — повесть в двенад цати биографиях, сменяющих одна другую, двенадцать очерков об основателях темпо рологии. Но «Делается открытие» — пример произведения, где героем на полных правах становится наука. «Наука, как любовь, про ходит через несколько этапов. Сначала роб кое знакомство, неуверенные надежды и го речь непонимания, потом объяснение, приз нание, свадьба и медовый месяц, потом зрелая страсть... а потом бывают и вялые будни, когда все лучшее — в воспоминани ях»,— пишет автор. Этапы развития темпорологии — опорный стержень сюжета, но путь науки раскрыва ется на судьбах людей. Развитие знаний о Времени тесно связано с содержанием каж дой конкретной эпохи, ведь иные этапы но сят название «безвременья», а в других слу чаях лозунгом людей становится фраза «Время, вперед!». Не будем утверждать, что все судьбы одинаково удалиеь писателю. Самая порази тельная, самая достоверная и самая трагич ная из двенадцати биографий — первая, об Иване Аникееве, стоящем в ряду русских гениев-самоучек, не нашедших поддержки и безвестно погибших при самодержавии. Созданные Гуревичем персонажи убеж дают нас своей подлинностью, нам есть с кем сравнить и искалеченного в первой ми ровой войне бедняка Ивана Аникеева, и француза Жерома, чей жизненный труд был загублен двумя войнами, и итальянца Фрас- катти, чья научная деятельность совпала с годами «коричневой чумы», и беззаветную труженицу Лакшми... Логичным выглядит завершение истории в лабораториях Ака демгородка, где проходят испытания первые «темпонавты», духовные родственники пер вых советских космонавтов. В романе «Темпоград» темпорология из развивающейся науки стала практикой, частью производства. В этом многоплановом произведении ставятся проблемы науки и техники, контакта между различными циви лизациями, спасения чужой планеты от ги бели. Нельзя сказать, что автору и здесь удалось добиться единства замысла и во площения, однако безусловной удачей мож но считать образы главных героев, особен но Льва Январцева. Молодой человек на наших глазах превращается из студента в большого ученого. Отдающий всю жизнь людям, он подает пример самоотверженно сти, преданности любимому делу. Персонажи Дмитрия Биленкина живут на Земле, в космосе, на других планетах и да же в «звездном аквариуме». Всех их роднит одно: способность мыслить, развиваться, ид ти вперед, признавать свои ошибки. Биленкину прекрасно удается показ не обычного в привычном. Средства писатель избирает лаконичные, ему чужды длинноты, красивости, многословие. Предлагая нам не ожиданную научную, философскую идею, автор учит нас видеть жизнь иными глаза ми. Один из важнейших компонентов пове ствования у Биленкина — рождение и раз витие мысли, приводящей сюжет к развязке. Иногда его герой напряженно ищет раз гадку происходящего, как в случаях с По- лыновым («Конец закона»). Часто решение технической задачи связано с потребностью выжить, вырваться из безвыходного поло жения («Гениальный дом», «Звездный аква риум»), А иногда персонажу Биленкина нужно просто погулять и подумать, чтобы понять любимого человека («Праздник не ба»), Способность к аналитическому мыш лению — постоянная черта героев Биленки на. В тех случаях, когда человек перестает мыслить и живет бездумно, без пользы для окружающих, он перестает быть человеком. Биленкин всегда заставляет нас задумать ся о себе. «Фонтан» идей у него служит сво его рода'катализатором: сначала нас увле кает необычная идея, потом — ее носитель. Отвлеченная идея оживает, очеловечивает ся, она интересна не сама по себе, но в диа лектическом отношении к человеку. Мы жи вем вместе с придуманными людьми, пото му что волею и талантом автора они стано вятся близкими, узнаваемыми. Рассказы Биленкина, посвященные буду щему, создают суммарный образ нашего об щества. В техническом смысле, безусловно, оно далеко ушло вперед, но это не значит, что решены все морально-этические пробле мы. Человеку не останется места там, где нет ничего непознанного. Научный поиск Би ленкин сочетает с поиском внутренним, ду ховным. Его персонажи действуют и мыслят в соответствии с конкретными социальными условиями, в которых они существуют. Го воря о морали будущего, писатель всегда ставит точный «адрес»: жители коммунисти ческого общества близки и понятны нам как наследники наших лучших традиций. «Выход за пределы» своих возможностей, полная самоотдача, расширение сферы сво их действий — таковы требования Биленки на к человеку. На первый взгляд, персонажи томича Вик тора Колупаева иного типа. Колупаев опи сывает родной город, живущих в нем лю дей. Он переносит в будущее лучшие черты сегодняшнего облика человека, гуманные принципы построения мира. Повесть «Толстяк» над миром» («Ураль ский следопыт», 1980, № 6—7), видимо, на чинает собой новый этап в творчестве Ко лупаева. В повести есть все внешние приметы фан тастики. Как у Станислава Лема, у многих других авторов, персонажи названы не по имени, а по профессии или должности: Ору жейник, Звездочет, Стратег, Тактик, Непри метный, Дурашка... Помимо звездолета, эки паж владеет целым арсеналом средств мас сового поражения, к услугам космических воителей —луч, арбалет, пушка, механиче ские скакуны. Самих персонажей, их техни- 163 11 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2