Сибирские огни, 1982, № 8
по вертикали — может вырасти один из ты. сячи. Что станет с производством, что ста нет с совхозным полем, если все истинные труженики, все хозяева земли уйдут от станка и комбайна к руководству хотя бы бригадой? Тогда-то все окончательно и вста нет, остановится, несмотря ни на какую ак тивность сверху.' Не надо и в литературе ориентировать духовно активного, созидающего героя на подобную вертикаль. Это один из типов ге роев, не более. Творческая активность не нуждается в награде, она сама по себе — награда человеку, придает высокий смысл его жизни. Века разделяют героев Дмитрия Балашо ва и Александра Проханова, но едины взгляды писателей на отношение к труду, к созиданию, к мужеству. Герой романа А. Проханова «Вечный город» Николай Завьялов скорее романтик как и молочный брат Станислава Рябова. О своем последнем ученике Виноградове, романтике в экономи ке, профессор Штакаян говорит: «Его пред приятие существует в идеальных условиях... А как сейчас жить, экономиста Виноградо ва не интересует. Не желает приспосабли ваться к реальным условиям». Вот и Ни колай Завьялов весь устремлен в будущее, строит город будущего. Но они не случайно молочные братья — Виноградов и Станислав Рябов. Не случайно тянутся друг к другу академик Садовников, реалист в архитекту ре, и его ученик Завьялов. Они — тружени ки, работники. Они нужны друг другу, они обеспечивают духовно друг друга. И Рябов учитывает то, что делает в экономике ро мантик Виноградов, а Завьялов в овоей за пальчивости никогда не забывает о трудах Садовникова. Мне всегда интересен герой прозы А. Про ханова, путь этого героя, его кризисы, его прозрения — за ними кризисы и прозрения самого писателя. «...Именно мы вводим се годня в оборот мирового хозяйства огром ный кусок планеты, испытывая на себе ко лоссальное встречное давление этих земель. Давление, соизмеримое разве что с напря жением минувшей великой войны. В этом восточном объеме строится кристалл нового общества, нового народа, нового человече ского типа,— говорит архитектор Завья лов.—...В этих баталиях, как и во всяких, нет недостатка для поводов, чтобы про явить свою человеческую или, если угодно, мужскую сущность. Разве человек, взрываю щий гору или в бурю, в ледовую ночь дол бящий дно океана, демонстрирует упадок мужества?» В разной интерпретации предстает перед нами активный герой прозы «сорокалетних». На шахте работает герой романа А. Плет нева «Шахта», рыбачит герой «Круговой поруки» В. Маслова, строит новый город в пустыне архитектор Завьялов. Отвечая на вечные вопросы человеческо го бытия и одновременно увязывая с сию минутным разрешением их в жизни, литера тура вновь и вновь создает новый человече ский тип, уже отличный в чем-то от типа тридцатых, сороковых и даже шестидесятых годов. И тип этот, и писатели, его создаю щие, конечно же, имеют свою родословную, начало которой уходит далеко в историю России. Не отсюда ли взлет исторической прозы, поверяющей напряжение наших дней событиями далекого прошлого?! Были герои и будут герои. Пусть изменит ся форма их борьбы со злом, пусть меняют ся сами формы созидания в обществе. По большому счету не так важно, чем занима ется сегодня герой, важно то — во имя чего все это делается! Они как бы расчищают почву для нового посева, они ищут пути для развития об щества. И уже герои активные, пассионар ные, герои-созидатели приносят с собой не одни слова и помыслы, но прежде все го — дела. Без них никакой прогресс немы слим. Они-то и становятся настоящими ХО ЗЯЕВАМИ. И Сибирские огни № 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2