Сибирские огни, 1982, № 8
критик Л. Аннинский как бы оправдывается, противопоставляя «прагматику» Рябову не коего условного душевного и щедрого ге роя. Суть даже не в Рябове, а в том, что герою действия заранее предписывается су хость, душевная пустота, черствость. Лентяй и пьяница—значит с душой. Человек дела — значит холодный и бесстрастный. Я не ищу в Станиславе Рябове идеального героя, но вижу в нем героя с определенными иде алами и претворяющего эти идеалы в жизнь. Спор вокруг Рябова —чисто литератур ный, схоластический.В жизни любой из его оппонентов, его ниспровергателей наверняка предпочел бы видеть рядом таких надеж ных в деле и в беде людей. С ними бы, как говорят фронтовики, предпочли пойти в разведку. Предал брата Станислава душев но-щедрый Андрей, оставив наедине с тремя хулиганами. Потом ищет циничное оправ дание. Кстати, случайно ли, противостоя щие Киреевским героям дела грешные меч татели, стремящиеся всегда «быть собой, и только», отличаются циничным отношением к окружающим? Таковы Андрей Рябов, Бо- рис-изобретатель, журналист Карманов. И не есть ли это — «быть самим собой, и только» — индульгенция ко всем поступкам, к предательству, к отсутствию долга, патри отизма, ответственности за судьбы не толь ко дальних, но хотя бы близких. Человек тогда и стал человеком, когда окружил жизнь свою различного рода «табу» — во имя жизни всех. А что такое нравственность как неосознанная система запретов? Я не склонен осуждать неблаговидные мысли Станислава, если он на воплощение этих мыслей в жизнь сам накладывает запрет. Р. Киреев столько раз ставит своего героя в экстремальную нравственную ситуацию, что его «негодяйство» проявилось бы незамедли тельно, будь оно в нем определяюще. Ско рее я склонен считать, что в этом герое за ложены максималистские нравственные им перативы. Это выясняется и в беседе с ад министратором Минаевым о возможности быстрой карьеры за счет своего шефа, и в подходе Рябова к собственной работе. Он предпочитает отдавать людям, а не брать у них. Не случайно его шеф видит в нем свое го преемника, ибо они схожи нравственным отношением к жизни. Своим сложным, из двух пластов, постро ением романа Р. Киреев дает нам возмож ность понять ту самую разницу между ес тественным человеком «как на самом деле» и человеком нравственного поведения. Ес ли дела Станислава Рябова выше, благо роднее иных из мыслей его, значит, умеет побеждать себя герой, не потакает овоим слабостям. Ножницы между желаниями и поступками человека—и есть его нравствен ная суть. Л. Аннинский считает, что Рябов может «перерезать горло» своему «...рыхло- лицему братцу, если этот «пузатый гений с утонченной душой» будет путаться под нога ми у четких и волевых людей». Как здесь все поставлено с ног на голову! вставим мысли многомерного братца на минуту в покое — посмотрим дела его. Есть в этом варианте мятущегося героя много от героя «жизни на самом деле». Душа требу ет: бросает жену с ребенком, дочку на сто роне любить удобнее, ненавидит мать — и делает все для ее быстрейшего конца. Кста ти, он не видит разницы, когда человек ра ди работы, ради других жертвует благополу чием семьи и когда он это делает из своей прихоти. Мать упрекает его, что он бросает Жену и дочку, он огрызается, мол, ты тоже ради работы забывала о нас с братом. Вот отношение к долгу, отношение к нравствен ности. В результате «душевности» художника Андрея Рябова к матери в очередной раз вызывают «скорую», лицо ее пугающее, не подвижное. И наш «холодный прагматик» Станислав Рябов думает: «Я перепрызу (а не перережу — довольно важный штрих, не замеченный Л. Аннинским — В. Б.) горло своему братцу, если этот пузатый гений с утонченной душой посмеет хоть раз еще играть у тебя (у матери— В. Б.) на нер вах». Я солидарен с ним. Как легко в кри тике смещаются акценты! В чем сила Рябова? Как говорит его учи тель Штакаян: «Вы не задаете этих беспо лезных и неблагодарных — вот, вот, небла годарных! — вопросов. Вы работаете с тем, что есть. Я не говорю: удовлетворяе тесь тем, что есть, а именно работаете. Не брюзжите, не парите в облаках, не ссылае тесь на объективные причины, не отсиживае тесь, как крот в норе, а работаете. Это точ ное слово...» Это точное слово сближает самых вроде бы далеких героев — Завьялова из романа А. Проханова «Вечный город», Дмитрия Воронина из романа В. Маслова «Круговая- порука», книгочея из исторического романа Д. Балашова «Бремя власти», председателя колхоза из повести А. Кривоносова «По поздней дороге». В разговоре с князем Иваном книгочей говорит: «Сиречь, чем больше работников в народе и чем меньше втуне едящих, тем благоденственнее земля... Каждый свою леп ту вносит и свой труд творит... Воину пот ребно побеждать на ратях; боярину — ум ное бережение и таковое управление, дабы не возроптали и земледельцы и ремеслен ник... Тунеядцы суть, кто труда своего не творит: лихоимцы, мздоимцы, лиходеи, судьи неправые, воины трусливые и неуме лые, такожде и леностный пахарь и ре месленник неискусный — всякий, кто не при деле своем, трутень^есть!» Герой-борец представлен и в прозе ино го рода — романтикоутопической, лишенной, может быть, бытовых примет современности, но не лишенной ярких примет нашего бы тия. Я имею в виду прозу Александра Про ханова. Единственной ненужной уступкой в обрисовке героя романа «Место дейст вия» — директора крупнейшего нефтепере рабатывающего комбината Пушкарева, ус тупкой литературной моде, сегодня все более отказывающейся от рядового героя, я вижу активность по вертикали этого Пушкарева. Зачем ему становиться обязательно на пос ледних страницах романа министром? Раз ве без этой детали мы бы не поверили в творческую активность Пушкарева? Уступ ки подобной вертикальности видны и в «Территории» Куваева. Если вся система активности наших ге роев в жизни будет основана на перспективе вертикального роста, то она превратится в активность одиночек. Я не против выдвиже ния творческих работников на самые высо кие должности в нашем государстве. Так было и так будет. Но согласимся, что так —» 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2