Сибирские огни, 1982, № 8
правда жизни, которой надо с неизбеж ностью и радостью подчиняться? Могут возразить, что в рассказе «Июль» я подчеркиваю позицию героини. Но автор сам мне дает на это право, отойдя в сторо ну. Критик же не может быть диспетчером, сторонним наблюдателем. Он должен дать оценку героине. Героиня, можно сказать, совершила под виг и ждет награду — за целый месяц ни разу не изменила мужу, хотя естественное желание изменить не оставляло ее никогда. А' может, все-таки это не такой уж великий подвиг? И может, не такое это естественное желание — изменить мужу, семье? Тем бо лее (вот что значит чистота теории естест венного желания) писатель не наделяет героиню какой-либо сильной страстью к другому. Это вам не Анна Каренина, не шолоховская Аксинья. Никакой любви, никакого чувства к дру гому у рощинской Татьяны, так же как у крелинской Ларисы, не было. Вот понадо билось насолить мужу, и Татьяна «...со зла изменила ему сама». А в июльский отпуск после отъезда мужа она до унизительности все время хотела кого-нибудь, и все. Сильная страсть к другому человеку — это тоже сложная система морально-этическо го разлада в себе самом, тоже построение каких-то новых идеалов. А здесь пусто, ни каких идеалов, никаких Любовей. И да гря нет целебный дождь, залечивая июльское естественное состояние Татьяны. Она «стра дает», размышляет: «Но «будь честной жен щиной» — что это значит?.. Куда мысли-то деть?» Такие же мысли одолевают юную героиню «Откровенных тетрадей» А. Тоболяка. От каз от «навязанных веками» моральных пра вил, неожиданный в современной прозе воз врат к проповеди теории «свободной люб ви» — вот что бросается в глаза при прочте нии этой повести. И опять же не только «свободной любви», а свободного поведе ния во всем. Раз кругом одни рвачи, демаго ги, стяжатели — то вот вам мой вызов: что хочу, то ворочу. Из всех взрослых, показан ных в повести, лишь семья высокопо ставленного работника Маневича выглядит более или менее положительной, осталь ные — пьяницы, взяточники, самодуры. С кого брать пример, да и нужен ли при мер? Чтобы естественное желание не победило в нашей жизни, явно недостаточно просто ухода от его активных носителей. Нужен герой с идеалами, более того, рвущийся к исполнению своих идеалов. Может быть, и жалко сегодня тратить порой большие твор ческие возможности на борьбу с бытом. А не станет ли поздно? Мало самому иметь иде алы, надо бороться за них, надо нести их как знамя, а не прятать, как скупой ры царь в потаенные места. Вот потому наряду с героем уходящим, с героем, сдерживающим зло, с героем в обо роне появляется, и не может не появиться, помимо всякого принуждения издателей и критиков, герой-борец, герой-хозяин дела и хозяин земли, герой-созидатель, герой-ГЕ- РОИ. Он — подвижник, но какое же общество существовало без подвижников? Он нередко идеалист, но он же сам стремится претво рить свои идеалы в жизнь. Он — труженик, и не потому, что это почетно и важно, а по тому, что без труда не дредставляет жизни своей. Такими духовно активными героями были геологи Олега Куваева, рабочие и крестьяне Виктора Чугунова, двух писателей, пришед ших к нам из Сибири, получивших первую всесоюзную известность произведениями на сибирскую тему и вдруг так рано ушедших из жизни. Вспомним героя рассказа «Локомобиль» Виктора Чугунова. Какое величие трудово го Духа надо было иметь человеку, чтобы преодолеть все немалые жизненные потери, пройти сквозь унижение, переступить муж скую гордость, только потому, что он не мог бросить в тайге локомобиль. Не мог — и всё. Так же, как не мог бросить в огне трактор _ рязанский молодой механизатор Анатолий Мерзляков, который был воспитан всей предыдущей восемнадцатилетней жиз нью в любви к труду, к своей земле. Как пи сал после его гибели Константин Симонов: «...он ценил себя и свою жизнь не меньше, чем другие люди. Но в его понимание це ны человека, в том числе и собственной це ны, очевидно, входило понимание выполнен ного или невыполненного долга. Он считал своим долгом спасти трактор и считал, что сумеет это сделать. А смертелен или несмер телен риск, на который в то или иное мгно вение своей жизни идет человек, чаще все го выясняется не сразу, а потом, когда уже все свершилось». Разве этот герой из жизни не заслужива ет быть представленным своим собратом в литературе? Таким собратом мне видится геолог Бак ланов из романа «Террритория» Олега Ку ваева. Высокая героика жизни отличает и сегодня романы Александра Плетнева «Шах та», Виталия Маслова «Круговая порука» и «Из рук в руки», Святослава Рыбаса «Ва рианты Морозова», повести Руслана Кире ева и историческую прозу Дмитрия Балашо ва, Юрия Лощица, Валерия Полуйко. Герой действия, герой с идеалами тоже встречается в прозе сорокалегних. Начну с наиболее странного, наиболее спорного из них — героя романа Р. Киреева «Победитель» Станислава Рябова. Впро чем, это целый ряд киреевеских героев де ла — генеральный директор Свечкин (роман «Подготовительная тетрадь»), муж Улень ки Максимовой, командующий сельхозтех никой (повесть «Уля Максимова, моя лю бовь и надежда»). Сложные отношения у автора со своим ге роем Рябовым. Порой и ирония прогляды вает, и масса оговорок не случайна. Впро чем, об этом мы уже говорили: не так прос то написать положительного героя — хозяи на дела. Того и гляди — критики осудят. И осуждают. «Духовную и моральную не полноценность» приписывает Рябову В. Ку ницын. Постоянную склонность к компро миссам А. Бибарцева. Так же обстоят де ла и с другими Киреевскими активными ге роями; писатель Эльчин называет Свечкина, выведшего захудалую Новоромановскую швейную фабрику в разряд самых лучших предприятий, мечтающего одеть всех в стра не в красивые и модные одежды, «безупреч ным роботом», Ю. Болдырев — «ограничен ными посредственным». Главный защитник Станислава Рябова 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2