Сибирские огни, 1982, № 8
дивидуум, а в гуще народной жизни, хотя бы и выраженной через жизнь одного героя. Дело не в том — писать ли об отдель ной личности, или писать в целом о массе. Литература о герое («Тихий Дон» М. Шоло хова, «Хождение по мукам», А. Толстого), всегда значимее литературы о массе («Же лезный поток» А. Серафимовича, «Россия — кровью умытая» А. Веселого). Через героя лучше понять и массу, народ в целом. Дело все в том, интересна ли эта личность наро ду, массовому читателю. В том и причина огромного интереса к книге у нас в стране, что советская лите ратура, как правило, насыщена тревогами и радостями общества, а не одиночки, на деждами народа, а не отчужденного от него индивидуума. Высокоталантливый Марсель Пруст никогда не будет иметь столько чи тателей, сколько их имеют у нас в стране Михаил Шолохов или Андрей Платонов. Белинский писал, что личность без нации — это призрак, все равно что и нация без личности. «Что личность в отношении к идее человека, то же народность в отноше нии к идее человечества». Найти свой общественный идеал в струк туре новой реальности и пытается любой талантливый писатель. «Героев дают не поколения литераторов, а отдельные писатели: Лермонтов — Печо рина, Гончаров — Обломова, Шолохов — Мелехова. Поколения писателей служат для того, чтобы появился тот, кто способен предложить что-то миру»,— утверждает Вацлав Михальский. Он — один из предста вителей новой генерации прозаиков. Поколе ния, осознавшего себя в литературе на са мом возрастном пределе. Такое бывало и раньше. Позволю себе одну аналогию. Земля не плодоносит только зимой. Зимних яблок не бывает. Но есть весенние травы, весен ние овощи, весенние ягоды. Есть летние уро жаи. И есть поздние — осенние. И нельзя сказать, что клюква — ягода поздняя или брусника лучше малины или земляники. Что белый налив хуже антоновки. Так и в ли тературе — одни осознают себя творчески зрелыми уже в двадцать лет, другие в со рок. Нынешняя новая поросль в литературе почти исключительно поздняя. Кроме Вален тина Распутина и назвать из ранних взле тов в этом поколении некого. Продолжая аналогию с урожаем, скажу, что это осен нее поколение. Но никому еще не дано ска зать, чья проза выдержит большее испыта ние временем — Валентина Распутина или Владимира Личутина, Андрея Битова или Александра Проханова, Вячеслава Шугаева или Владимира Маканина. Вот потому и останутся они сорокалетними, что в сорок или около того они по одиночке, но почти одновременно заявили о себе заметными литературными произведениями, о чем мне доводилось уже писать в «Сибирских ог нях». Других в этом поколении уже не бу дет. Скептически настроенным по отноше нию к ним критикам придется учитывать то, что и через десять, пятнадцать и более лет это поколение в литературе будут по- прежнему представлять те же Маканин, Крупин, Киреев, Проханов и т. д. Других не будет. Но статья эта о герое в литературе. И специально для нее я задал ряду пред 156 ставителей нашего «осеннего поколения» вопрос о типе героя в современной прозе. Тем более что я в отличие от В. Михаль- ского вижу героев, созданных именно целым поколением литераторов. Возьмем опять же литератора XIX века. Разве не. видна бли зость многих героев Гончарова и Тургене ва? В свое время шел жаркий спор за при оритет героя: гончаровский Райский или тургеневский Лаврецкий? А сегодня только дотошных литературоведов интересует воп рос — кто был первым в ряду этих героев. Читатель знай себе читает и того, и другого, нимало не интересуясь правом на приоритет. Можно быть последним в подобном ряду и дать гениальное воплощение героя. Воз вращаясь в наше время, заметим развитие одного типа героя, начавшегося Иваном Африкановичем и недавно завершившегося Буранным Едигеем. В прозе «осеннего поколения» вижу свои характерные типы героев нашего времени. Как утверждает А. Проханов, новая сло весность дала «целый диапазон новых геро ев. Тип рыцаря. Тип беглеца от цивилиза ции. Тип паразита на цивилизации... Мой тип — это человек, с одной стороны, мощ но строящий цивилизацию, а с другой — несущий в себе архаическую культуру, старые константы и ценности, не находя щие применения в этой цивилизации. Раз двоение этих двух сторон вызывает опреде ленную духовную драму. И задача отдель ной личности — и культуры в целом—снять противопоставление. Необходимо слияние и пропитывание одного другим». В широком диапазоне героев прозы есть герои юродствующие, скулящие, есть герои резонирующие, иронические, есть герои ак тивного действия, современные пассиона рии. В этой общей, присущей, наверное, всем эпохам палитре все же можно выде лить и героя, наиболее характеризующего современную действительность. По мнению Г. Баженова, «проза нашего поколения да ла и дает достаточно яркого героя: он очень активен, национален и патриотичен, но про является это не столько в действии, сколько в способности много думать, чувствовать, страдать (даже при внешних победах и ра достях). Этот герой совестлив, и разлад с миром, стремление понять его, даже слить ся с ним приносит ему немало огорчений и боли. Но повторяю еще раз: он очень акти вен, национален и патриотичен...» В ответах писателей я ощущаю поддерж ку своего давно уже высказанного мнения о двух основных типах героев новой прозы: один герой действия, другой герой мысли. Один — мятущийся, сострадающий, но еще не пришедший к действию, часто на пути к нему. Другой — герой духовно и социально активный, герой созидающий, но постоянно оборачивающийся на своего друга-недруга, проходящего стороной мимо сферы его действий. «Проза поколения, о котором идет речь, в основном, или тоскует по герою, или развенчивает его»,— считает Р. Киреев. Но его же братья Рябовы как бы демонстри руют с некоторой авторской иронией эти оба типа героев «сорокалетних». И при всей иронии Киреев больше тянется к активному герою, говоря его же словами, «тоскует по нему». Меньше иронии направлено в адрес Андрея Рябова — этого соглядатая жизни, неустроенного мечтателя. Да и не нужна
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2